ПАО «Ростелеком» исполнило предупреждение Карельского УФАС России

Карельским УФАС России в ходе проведения расследования в рамках поступившего заявления физического лица было установлено, что в январе 2019 года ПАО «Ростелеком» начало массовое распространение писем среди образовательных учреждений города Петрозаводска, в которых сообщалось, что общество является «единственным лицензированным поставщиком услуг контент-фильтрации и wi-fi hot spot, отвечающим всем стандартам и требованиям Российского законодательства».

Вместе с тем для оказания услуг контент-фильтрации и услуги wi-fi hot spot операторам связи не требуется иметь какие-либо дополнительные лицензии, кроме лицензии на оказание услуг связи по передаче данных и лицензии на оказание телематических услуг связи. Данные услуги могут являться дополнительными услугами интернет провайдеров к основной услуге – предоставление доступа к сети Интернет.

Таким образом сама формулировка «лицензированный поставщик услуг контент-фильтрации и wi-fi hot spot» является неправомерной, поскольку согласно действующего российского законодательства лицензируются услуги связи, а оснащение этих услуг контент-фильтрацией при конкретных условиях – это оказание услуг связи в соответствии с условиями, заданными законодательством в конкретный момент времени.

Сочетание формулировки «лицензированный поставщик услуг контент-фильтрации и wi-fi hot spot» со словом «единственный» не только не соответствует действительности, но и вводит несведущих потребителей в заблуждение относительно иных поставщиков услуг Интернет с целью привлечения (удержания) клиентов.

Согласно статье 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и(или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и(или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и(или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с наличием признаков нарушения пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ПАО «Ростелеком», выразившихся в направлении в адрес образовательных учреждений города Петрозаводска (всего 138 учреждений) писем, содержащих утверждение о том, что общество является «единственным лицензированным поставщиком услуг контент-фильтрации и wi-fi hot spot, отвечающим всем стандартам и требованиям Российского законодательства» и побуждающих адресатов к заключению именно с ПАО «Ростелеком» договора в части предоставления доступа к сети Интернет с наличием контент-фильтрации, а также услуг видеонаблюдения и wi-fi hot spot, Карельское УФАС России 17 мая 2019 года выдало ПАО «Ростелеком» предупреждение о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем направления в адрес образовательных учреждений, которым ранее были направлены письма, содержащие утверждения о том, что общество является «единственным лицензированным поставщиком услуг контент-фильтрации и wi-fi hot spot, отвечающим всем стандартам и требованиям Российского законодательства», писем-опровержений с указанием на недостоверность ранее предоставленных сведений.

Письмом от 06 июня 2019 года ПАО «Ростелеком» уведомило антимонопольный орган об исполнении ранее выданного предупреждения, пояснив, что содержащее опровержение письмо было отправлено в учреждения Министерства образования Республики Карелия 31 мая 2019 года.

Примечание: в силу статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующим субъектам в случае выявления признаков нарушения в том числе статьи 14.3 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 14.3 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции»).