Назрела необходимость в создании Конкурентного кодекса

В документе должен быть закреплен антимонопольный процесс

Об этом говорили на сессии «Антимонопольный процесс и право на защиту» конференции Право.ру 27 июня 2019 года.

Начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев рассказал, что «хотя отдельной процессуальной главы в Законе о конкуренции не прописано, уже можно вводить термин «антимонопольный процесс».

«Процессуальные нормы разбросаны по различным статьям закона, но когда мы будем создавать Конкурентный кодекс, в нем будет понятная четкая и логичная процессуальная часть, - отметил он. - При этом уже есть некоторые элементы процесса, например, мы ввели заключение об обстоятельствах дела, а это аналог постановления о привлечении в качестве обвиняемого в уголовном процессе или протокола в административном».

По словам Андрея Тенишева, ФАС России много внимания уделяет правам участника процедур: «у нас достаточно четко прописана процедура рассмотрения дела».

При этом он подчеркнул, что антимонопольный процесс будет нуждаться в дифференциации: «Если мы рассматриваем злоупотребление доминирующим положением или большую часть дел о недобросовестной конкуренции, то мы выполняем квазисудебную функцию, рассматривая спор малого субъекта с большим. Но в делах о картелях и антиконкурентных соглашениях мы от имени государства преследуем компании, которые нарушают права неопределенного круга лиц и посягают конституционные ценности. И здесь у нас совершенно другие функции и полномочия: мы вправе прийти с проверкой в офис, от имени государства преследуем нарушителей. И процедуры тоже должны быть разными. Когда мы будем совершенствовать процедуры, мы должны, прежде всего, это иметь в виду». 

Процедура привлечения к ответственности антимонопольным органом сейчас происходит так: ФАС проводит проверки, запрашивает сведения, и этого достаточно для возбуждения дела, далее дело рассматривается, дается заключение об обстоятельствах, и с учетом доводов ответчика, выносится обвинительное либо оправдательное решение. Затем ФАС должна возбудить дело об административном правонарушении, установить степень участия в нарушении, смягчающие/отягчающие обстоятельства и определить сумму штрафа.

«По сути, мы делаем одно и то же дважды. Во время антимонопольного расследования можно устанавливать и степень нарушения, и смягчающие и отягчающие обстоятельства, и одновременно с принятием решения принимать решение о штрафе. Так мы будем экономить государственные ресурсы, и это же сократит сроки преследования правонарушителей», - предложил для обсуждения начальник Управления по борьбе с картелями.

Говоря о цифровизации процессов, Андрей Тенишев рассказал, что выявление и доказывание некоторых стандартных нарушений можно будет доверить алгоритмическим программам, но с возможностью обжаловать вынесенное решение и требовать полной процедуры рассмотрения дела.

«Также целесообразно ввести сокращенные процедуры рассмотрения дел для тех, кто признал нарушение», - отметил он. 

Заместитель начальника Правового управления ФАС России Константин Алешин согласился с необходимостью создания Конкурентного кодекса и подчеркнул, что «в системе контрольно-надзорных органов Российской Федерации нет органа, где была бы так усложнена процедура привлечения к ответственности виновного лица». 

Он привел пример поступления заявления о злоупотреблении доминированием (ст. 10 Закона о защите конкуренции): «ФАС смотрит, есть ли признаки, если есть -  проверка, анализ рынка, пришли к выводу, что доминирование есть и признаки нарушения есть - выдали предупреждение. Если потенциальный нарушитель не отреагировал на предупреждение, возбуждаем дело с привлечением всех заинтересованных сторон, возможностью предоставить свои позиции, анализы рынка, экономического поведения хозяйствующих субъектов, комиссионно выносится заключение об обстоятельствах дела – прообраз будущего решения – на этот документ стороны имеют право предоставить свои позиции, и только если этого будет недостаточно, выносится решение о нарушении. А потом начинается административная процедура».

«При этом, каждый из этапов: предупреждение, решение можно обжаловать в суде», - добавил он.

Константин Алешин рассказал о процедуре ведомственной Апелляции – проверке соответствия решений сложившейся практике. 

«С целью приведения практики территориальных органов к единому знаменателю ФАС России ведет работу в двух направлениях: первое – это выдача разъяснений по наиболее сложным нормам антимонопольного законодательства и возможность обжаловать в Апелляцию», - отметил он. 

По словам замглавы Правового управления, на сегодняшний день по процедуре Апелляции рассмотрено уже на 80% больше жалоб, чем за весь 2018 год. По его мнению популярность института растет в силу предсказуемости – ФАС примет решение, которое прописано в разъяснениях.

Константин Алешин подчеркнул, что апелляционную процедуру имеет смысл доработать, потому что «пока мы находимся в правовом режиме ст. 23 Закона о защите конкуренции, а этой нормы недостаточно», однако процедура действует с 2016 года и только сейчас сформированы основные генеральные подходы к процедуре, которые и необходимо внести в Конкурентный кодекс.