Карельское УФАС России – 28 лет на страже конкуренции!

Интервью руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина пресс-службе управления: «О Национальном плане развития конкуренции и основных направлениях деятельности антимонопольных органов на современном этапе».

В декабре 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об основных направлениях работы по развитию конкуренции.  Каким образом ФАС России и ее территориальные органы содействуют и участвуют в данных процессах?  

Следует начать с того, что защита и поддержка конкуренции - это конституционные ценности, закрепленные в статьях 8 и 34 основного закона нашей страны.  Но, чтобы было поступательное движение в этом направлении требуется интенсивная работа по дальнейшему совершенствованию как раз всех вышеуказанных процессов.  Именно поэтому, на первом же заседании государственного совета после своего избрания на высший государственный пост, наш Президент обратился к этой теме, отметил ее значимость и безусловную важность.  Был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, в котором предусмотрен целый пласт архисложных задач: снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности (в том числе, ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках), реформа тарифного регулирования и предупреждение антимонопольных нарушений на товарных рынках, поддержка предпринимателей (особенно, представителей малого и среднего бизнеса).

 Объяснение того почему вопросы конкуренции имеют сегодня такую актуальность достаточно простое.  Россия должна совершить мощный экономический рывок. Но наша страна и мы все не сможем этого сделать без соответствующего уровня нормативной базы, и соблюдения при этом (за этим как раз и следит антимонопольное ведомство), принципов исключительно добросовестной конкуренции.

 

 Все страны, которые сейчас являются основными лидерами мировой экономики прошли этот тернистый путь, без которого все их успехи и несомненные достижения, были бы попросту невозможны.  Сможет ли в России состояться так называемое «экономическое чудо»?

 Путь ко всем «чудесам» такого рода известен – в числе основных направлений, это обязательное проведение в стране максимальной демонополизации и, одновременно, во главу уже ставится возможность всем участникам рынка свободно на нем конкурировать.  После подписания Указа и принятия Национального плана развития конкуренции, Президент поставил всем руководителям субъектов Федерации соответствующие задачи.  Аналогичным образом поступило Правительство Российской Федерации, выпустив распоряжение о разработке «дорожных карт» развития конкуренции по 19 отраслям (ответственными за исполнение были назначены профильные федеральные министерства).

 Так же был утвержден 41 целевой показатель по развитию конкуренции. Возьмем пример: допустим, если речь идет о развитии конкуренции на таком в социально-значимом рынке как дошкольное образование, то целевым показателем здесь будет количество частных детских садов или количество детей, получающих дошкольное образование в частных организациях.

Важно при этом, что каждый регион должен разработать и свои «дорожные карты» в соответствии со стандартом развития конкуренции, и «освоить» при этом необходимо не менее 80 процентов общероссийских целевых общих показателей, с учетом экономических особенностей каждого региона. Допускается и большее их количество. Так, наша Республика Карелия определила для себя 34 таких показателя.

Центральный аппарат ФАС России и территориальные органы службы активно взаимодействуют с региональными структурами исполнительной власти.  Во всех регионах уже состоялись встречи и совещания с участием курирующих заместителей руководителя Федеральной антимонопольной службы, работа ведётся в постоянном режиме, в ней также активно участвуют и представители территориальных подразделений конкурентного ведомства.

 

Какие главные задачи антимонопольной службы?

Кратко выражу их так: обеспечение равенства и законности для всех участников бизнес- процессов, защита и поддержка свободной конкуренции.

С недавнего времени, мы активно занимаемся и вопросами развития конкуренции и активно взаимодействуем в этих направлениях с органами исполнительной власти различного уровня, общественными институтами, профессиональными объединениями, а также с представителями образования и науки.

Мы контрольно-надзорный орган, в зоне нашей ответственности, в первую очередь: соблюдение федеральными. республиканскими и муниципальными органами власти, а также государственными учреждениями и коммерческими организациями антимонопольного законодательства (ФЗ-135 «О защите конкуренции»), соблюдение ими законодательства о государственных закупках (ФЗ – 44; ФЗ-223), соблюдение законодательства «О рекламе», в части ее содержания (ФЗ-38) и целый ряд иных (всего их около 30) нормативных актов.

Но антимонопольный орган все больше становится органом предупредительного, а не карательного контроля. По ряду позиции законов мы сами инициировали изменения, которые позволяют не наказывать сразу нарушителей, применяя к ним штрафные, материальные санкции, а на первый раз вынести им предупреждение. И мы уже с 2016 года это активно используем, результаты очень позитивные, рецидивы нарушений практически отсутствуют.

 

В каких сферах и отраслях экономики наиболее часто нарушаются принципы добросовестной конкуренции?

 Одним из важнейших направлений является контроль государственных закупок.  Ежегодно к нам поступают порядка 350-400 жалоб на различные нарушения в данной сфере. Наиболее распространёнными являются установление избыточных требований к характеристикам товаров, так называемая «заточка» документации под конкретного поставщика, искусственное «дробление» закупок, с целью избежать проведения конкурентных процедур, обращения о принятии мер к недобросовестным поставщикам.

 Одним из приоритетных направлений Национального плана развития конкуренции, является выявление картельных сговоров в социально- значимых отраслях экономики, таких как: медицина, жилищное и дорожное строительство, поставка продуктов питания. По оценкам ФАС России ущерб от картельных сговоров (подавляющие большинство из них совершаются при проведении торгов и закупок различного уровня) просто колоссальный – около 2% ВВП. Что стоит за этой цифрой? Это множество не построенных и неотремонтированных школ, больниц, иных важных социальных объектов…. 

 В последние годы нашим управлением был выявлен целый ряд масштабных картельных сговоров, например, в таком значимом направлении как поставка в лечебные учреждения медицинского оборудования и лекарственных средств.  Здесь мы активно взаимодействуем с правоохранительными органами и на основании материалов одного из таких антимонопольных расследований было возбуждено уголовное дело по статье 178 УК РФ (ограничение конкуренции) в отношении руководителей компаний из Санкт-Петербурга: «Никамед», «Медлон» и «Медлон ДВ», получивших в результате сговора на торгах незаконный доход более 70 миллионов рублей.  В настоящее время уголовное дело завершено и направлено в суд. Следует отметить, что впервые в правоприменительной практике антимонопольных и правоохранительных органов Республики Карелия уголовное дело по столь специфической статье доведено до суда. Надеемся, что оно станет прецедентным и наш опыт поможет коллегам из других регионов в сложной работе по пресечению незаконной деятельности картелей в различных отраслях экономики.

Помимо этого, выявляются нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти республиканского и муниципального уровня, а также со стороны компаний, относящихся к естественным монополиям.

Также отслеживаем ситуацию и пресекаем недобросовестную конкуренцию в сфере рекламы. Здесь можно вспомнить дела в отношении ряда банков, распространявших рекламные баннеры с нарушением законодательства; направлении смс-сообщений о своих услугах без согласия абонента, а также в отношении недобросовестных предпринимателей, рассылающих псевдоофициальные «уведомления» об обязательной проверке приборов учёта и целый ряд других примеров. Мы открытое ведомство, и вся информация о нашей деятельности (в том числе, тексты принятых решений) постоянно размещается на сайте Карельского УФАС России. Также, управление  ведет страницы в социальных сетях. С помощью вышеуказанных ресурсов, любой желающий гражданин или представители организаций всех форм собственности могут свободно получить, интересующую их информацию о работе антимонопольного органа.

 Вызовы цифровой экономики - эта примета нашего времени.  Как связи с ними меняются задачи антимонопольной службы?

 Так и есть, на современном этапе конкурентному ведомству приходится решать достаточно много новых задач по направлениям своей компетенции. В качестве примера, можно взять те же государственные закупки.  Достаточно часто мы видим, что значимая информация по тем или иным торгам, размещаемая в электронном виде сформирована так, что очень многие из потенциальных участников попросту не могут в неё войти. Нарушение несомненное!

Если брать выявление картельных сговоров, то сейчас уже есть целый ряд примеров, когда «договаривается» программа-робот! Кого же определять в этом случае виновной стороной? Окружающая нами жизнь и, конечно, экономика становится совершенно другой и, соответственно законы должны быть иными, чем они были ещё несколько лет назад. Именно по этой причине, ФАС России готовит уже пятый «антимонопольный пакет» поправок в законодательство о конкуренции, в котором (как все мы рассчитываем и надеемся) все подобные факторы будут учтены и предусмотрены.

 

 Круг полномочий Карельского УФАС России достаточно широкий. Сколько же специалистов работает сегодня в управлении?

 Всего штатная численность 17 сотрудников, и это для реализации полномочий на всей территории республики.  Нагрузка на наших сотрудников действительно ложится очень большая и требует проявления высокого профессионализма и постоянного повышения уровня знаний не только в юриспруденции, но и в других отраслях права и экономики. Ведь обращения к нам поступают по самым различным направлениям – жалобы на нарушения со стороны органов власти или хозяйствующих субъектов в сфере тарифного регулирования и естественных монополий, на рынке пассажирских автобусных перевозок, ритуальных и финансовых услуг, соблюдение законодательства на рекламном рынке и иных различных отраслях экономики. Я уже упоминал сферу государственных закупок, в которой особое внимание уделяется социально-значимым направлениям: строительство, медицина, поставка продуктов питания и ряд других направлений.

Кроме того, мы ведь не только защищаем конкуренцию, но и занимаемся ее адвокатированием. То есть, всяческим ее продвижением и развитием. Сотрудники управления принимают активное участие в публичных обсуждениях нашей правоприменительной практики, на которых стараются максимально подробно осветить наиболее актуальные вопросы. Участвуем также в различных тематических семинарах, конференциях и «круглых столах», взаимодействуем с ведущими образовательными учреждениями региона. В постоянном режиме плотно сотрудничаем с республиканскими органами исполнительной, особое внимание уделяя вопросам исполнения «дорожных карт» развития конкуренция на различных рынках и отраслях экономики Карелии, внедрения антимонопольного комплаенса (системы внутреннего самоконтроля, в части исполнения законодательства о защите конкуренции) в органах власти различного уровня.

Основная цель всей нашей работы по адвокатированию конкуренции – сделать так, чтобы закон было выгоднее соблюдать, чем нарушать. Здесь отличным примером является закон об отмене внутрисетевого роуминга в России, принятый по инициативе Федеральной антимонопольной службы. Что мы здесь видим? Крупные сотовые операторы очень долго и активно ему сопротивлялись, но после его принятия, вопреки их ожиданиям и опасениям, прибыль у них не упала, а возросла. Они не ожидали, что так значительно вырастет объем оказываемых услуг. Это значит, что направление, которое выбрала Федеральная антимонопольная служба - было верным!

 

Бывает ли, что Вас когда-нибудь благодарят за выполненную работу?

Это бывает достаточно редко, так как мы контрольный орган и если, например, рассматривается спор двух субъектов, то одна из сторон, как правило (что поделать, такова жизнь) в итоге остается недовольна нашим решением.

При этом около 90% наших решений (из тех, которые в дальнейшем оспариваются несогласными с ними участниками разбирательств), в итоге поддерживается судами, что может свидетельствовать о достаточно высоком профессиональном качестве работы сотрудников карельского управления, но тем не менее показывает, что нам еще есть и к чему стремиться.

Хотя должен сказать, что периодически в адрес нашего регионального конкурентного ведомства, поступают и благодарственные письма от граждан и индивидуальных предпринимателей, объекты которых, например, благодаря соответствующим решениям УФАС, подключили (после продолжительных отказов) к электрическим сетям, и в результате они смогли с нашей помощью, отстоять свои права в нелегком споре с энергосетевыми организациями – монополистами.

Также, достаточно много хороших слов мы услышали, когда после решения Карельского УФАС России была отменена плата за регистрацию (так называемую, «прописку») в Петрозаводске, необоснованно существовавшая много лет в городской паспортной службе.

По итогам работы за 2018 год Карельское УФАС России заняло достаточно высокое 11 место в рейтинге всех (их – 84) территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы, при этом, заняв 1 место в Северо-Западном Федеральном округе. Это пока наилучший результат за всю историю карельского регионального конкурентного ведомства.

 2 декабря Карельскому УФАС России исполняется 28 лет со дня образования. В связи с этим, хочу поблагодарить за качественную работу и поздравить всех сотрудников и ветеранов ведомства. Желаю всем здоровья, благополучия и новых успехов во всех сферах профессиональной и общественной деятельности! 

Уверен, что и далее мы сможем не только отстоять занятые высокие позиции, но и добиваться новых вершин!

Неизменным и главным для нас всегда был и остается основной принцип Федеральной антимонопольной службы – поддержка свободной конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России!