Интервью-комментарий руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина о принятом решении регионального антимонопольного органа по делу в отношении транспортных компаний
Интервью-комментарий руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина о принятом решении регионального антимонопольного органа по делу в отношении транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки на маршрутах Петрозаводского городского округа
Карельское УФАС России признало ряд транспортных компаний нарушителями антимонопольного законодательства и участниками картельного сговора. К каким коммерческим организациям предъявлены претензии со стороны регионального конкурентного ведомства?
- Антимонопольный орган своим решением признал в действиях ООО «АТП №4 «Тосноавто», ООО «ТК «Паллада», ООО «ТК «Вираж», группы лиц в составе ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «Авто Сити», ООО «Транспортная компания» нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (примечание пресс-службы: пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» - Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок).
11 марта была оглашена резолютивная часть решения, до 25 марта 2020 года решение будет изготовлено в полном объеме и опубликовано (примечание пресс-службы: в настоящее время с полным текстом решения можно ознакомиться на официальном сайте Карельского УФАС России)
Что послужило поводом для проведения антимонопольного расследования?
- Основанием для возбуждения дела послужили обращения Администрации и жителей Петрозаводского городского округа по поводу повышения в июне 2019 года стоимости разовой поездки в маршрутных автобусах на территории муниципального образования.
Что удалось выяснить в ходе проверки?
- В ходе проведения антимонопольного расследования, Комиссией Управления было установлено, что в июне 2019 года вышеуказанными предприятиями-конкурентами были практически синхронно повышены и установлены в одинаковом размере (32 руб. за разовую поездку) цены (тарифы) на перевозку пассажиров по маршрутам Петрозаводского городского округа.
При этом изучение и анализ соответствующей документации показали, что объективные экономические обоснования для совершения, конкурирующими между собой фирмами-перевозчиками вышеуказанных действий – отсутствовали.
Идентичность, единовременность и синхронность своих действий при установлении одинаковой величины стоимости проезда в июне 2019 года, транспортные организации (объективно отличающиеся друг от друга своим финансовым состоянием, технологической структурой, материально-технической базой, кадровым составом и т.п.) пояснить Комиссии Управления затруднились, предположив «случайное совпадение».
В чем заключается суть нарушения антимонопольного законодательства?
- По результатам тщательного расследования, проведения экономического анализа и изучения документов в рамках настоящего дела, Комиссией Управления был сделан вывод, что ряд конкурирующих между собой транспортных компаний-перевозчиков для достижения определенных общих целей в июне 2019 года отказались от самостоятельной и индивидуальной ценовой политики при определении стоимости перевозки пассажиров в маршрутных автобусах на территории Петрозаводского городского округа. Подобное экономическое поведение, а именно соответствующая активная координация действий и заключение (в любой форме) соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг, признается картельным сговором и является серьезным нарушением антимонопольного законодательства.
Также, представляется необходимым отметить, что антимонопольные органы в силу положений статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением транспортными компаниями нормативно установленных требований к осуществлению перевозок, равно как и не вправе оценивать соответствие установленной перевозчиками цены качеству оказываемой услуги по перевозке пассажиров.
Какие санкции грозят нарушителям?
- В настоящее время решается вопрос о привлечении юридических и должностных лиц фирм-нарушителей к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ, им грозят штрафные санкции. (примечание пресс-службы: статья 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участия в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение,…но не менее ста тысяч рублей).
Какое предполагается дальнейшее развитие данной ситуации?
- Важно учитывать, что в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы* одной из основных задач, поставленных перед органами власти, является развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта, а также развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок, в связи с чем приоритетом является выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства в данной сфере.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, следует дополнительно отметить, что организация пассажирских транспортных перевозок на территории муниципальных образований входит в компетенцию органов местного самоуправления. Статья 29 Закона №220-ФЗ предусматривает обстоятельства, при которых уполномоченный орган МСУ, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, вправе прекратить действие данного разрешительного документа, в том числе в судебном порядке. По мнению Карельского УФАС России, решение антимонопольного ведомства может быть использовано Администрацией Петрозаводского городского округа при осуществлении необходимого взаимодействия, комплексного контроля и ведении претензионной работы в отношении транспортных компаний, в части надлежащего соблюдения ими требований действующего законодательства.
В то же время, в соответствии с положениями Закона «О защите конкуренции», решение Карельского УФАС России по настоящему делу может быть оспорено сторонами в арбитражном суде течение 3-х месяцев с даты его вынесения.
Дополнительно по теме: - сюжет ГТРК «Карелия» от 18.03.2020
Решение Карельского УФАС России по делу № 010/01/11-668/2019
*Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 года
Пресс-служба Карельского УФАС России – на основе материалов, использованных при подготовке к сюжету съемочной группы ГТРК «Карелия»