Арбитражный суд подтвердил законность решения антимонопольной службы Карелии о наличии картельного сговора участников рынка пассажирских автобусных перевозок

Арбитражный суд Республики Карелия своим решением от 14 августа 2020 года по делу №А26-5506/2020 подтвердил законность и обоснованность вынесенного Карельским УФАС России решения и предписания в отношении участников рынка пассажирских автобусных перевозок города Петрозаводска.

Напомним, что ранее антимонопольным органом было вынесено решение о признании в действиях ООО «АТП №4 «Тосноавто», ООО ТК «Паллада», ООО ТК «Вираж», группы лиц в составе ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «Авто Сити», ООО «Транспортная компания» нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения, которое привело к установлению стоимости регулярных перевозок пассажиров по маршрутам Петрозаводского городского округа в одинаковом размере, равном 32 руб.

В рассматриваемом случае заключенное хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам Петрозаводского городского округа, соглашение о повышении стоимости проезда выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Перевозчики при различных условиях осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров единовременно повысили стоимость проезда пассажиров на одну и ту же величину в короткий промежуток времени, то есть совершили синхронные и последовательные действия по повышению стоимости проезда, свидетельствовавшие о скоординированном активном поведении. Действия по установлению одинаковой цены за проезд в короткий период соответствовали интересам каждого из перевозчиков и являлись для них экономически выгодными, при этом, изменив цены на услугу в период с 11 по 19 июня 2019 года синхронно, они не теряли своего потребителя.

Такое соглашение представляло собой модель группового поведения хозяйствующих субъектов, выраженную в повторяющихся (аналогичных) действиях, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, а именно, антиконкурентную договоренность, сознательную кооперацию, наносящую ущерб потребителям – пассажирам.

По мнению Карельского УФАС России, действия по ценообразованию на услуги регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам должны быть совершены с соблюдением предусмотренных антимонопольным законодательством запретов, в том числе избегая направленности на монополизацию рынка путем использования таких методов антиконкурентной борьбы, как заключение картельных соглашений, которые находятся под запретом.