Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев: Картель - то же воровство, только другим способом

На мероприятии, организованном Учебным центром группы «Интерфакс», представитель ФАС объяснил, как отражается ущерб от сговоров на потребителях и почему картель – абсолютное зло

 

18 ноября 2020 года состоялся вебинар «Антиконкурентные соглашения в госзакупках: риски участников. Взгляд со стороны ФАС». О запрещенных российским законодательством сговорах и ответственности участников рассказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

 

«Любой картель – это преступление против нас с вами, против потребителей. Если это госзакупки – то еще и против бюджета. Если завышена цена на торгах, значит госзаказчик закупил меньше лекарств или оборудования, и это напрямую отразится на качестве нашего лечения и медицинского обслуживания. Если речь идет о товарных рынках, то сговор – это прямое изъятие денежных средств из наших карманов на ту сумму, на которую нарушители договорились поднять цены. То же воровство, только другим способом», - начал свое выступление Андрей Тенишев.

Он перечислил запрещенные Законом о защите конкуренции виды соглашений и привел статистику возбужденных антимонопольными органами дел за 2020 год:

 

«Закон о защите конкуренции запрещает компаниям-конкурентам договариваться между собой о поддержании цены, а также договариваться с заказчиком или организатором торгов с целью ограничения конкуренции или получения преимуществ на торгах, - сообщил спикер. - За 9 месяцев 2020 года мы констатируем снижение активности компаний, вступающих в сговор. Если в 2019 году за тот же период мы выявили 840 антиконкурентных сговора, то в 2020 - 480. Кажется, что и это довольно большая цифра. Но если разделить ее на 85 территориальных органов, то на один субъект федерации выйдет не так уж и много. Определенный отпечаток на статистику наложила пандемия: компании стали вести себя более ответственно и меньше сговариваться на торгах, да и самих конкурентных процедур стало меньше».

Ответственность за заключение антиконкуретных сговоров в российском законодательстве предусмотрена как для самих организаций, так и для их должностных лиц.

«Если сговор доказан, за него наступает ответственность. Для компаний – это штрафы до 15 % от выручки на товарном рынке либо до 50% от НМЦК, если речь идет о сговоре на торгах. Ежегодно мы накладываем от 3 до 4 млрд рублей штрафов за такие соглашения. Ответственность для должностных лиц – административный штраф либо уголовные наказания. В зависимости от обстоятельств наказание может составить до 7 лет лишения свободы», - сказал Андрей Тенишев.

«Есть такой термин «самодетерминация картеля» – это когда картель воспроизводит сам себя. Мы стали фиксировать картельный рецидив. Как правило, участники картелей – рациональные правонарушители и тщательно просчитывают свои риски и выгоды. Поэтому мы сталкиваемся со случаями, когда административный штраф не удерживает от картеля. Некоторые особо циничные товарищи пытаются заложить антимонопольные штрафы в цену товара на рынке или стоимость госконтрактов. Мое мнение, что только угроза уголовной ответственности может остановить особо злостных нарушителей от дальнейших «подвигов», ибо штрафы можно отработать, а рискнуть лишением свободы готов не каждый», - продолжил он.

Вопрос участников вебинара «на чьей стороне стоит ФАС – бизнеса или государства» Андрей Тенишев прокомментировал так:

«Конкуренция – это конституционная ценность, и мы, как орган власти, должны эту ценность защищать. Мы стоим на стороне добросовестного бизнеса, который честно работает в соответствии с законом: не сговаривается на торгах, не завышает цены на товарных рынках, честно платит налоги. Здесь стратегические интересы бизнеса и государства совпадают», - завершил представитель ФАС.

 

Пример из правоприменительной практики Карельского УФАС России:

Привлечение к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ руководителей коммерческих организаций, участвовавших в картельном сговоре на торгах на поставку медоборудования и лекарственных средств.

Московский районный суд Санкт-Петербурга вынес обвинительный приговор в отношении руководителей компаний компаний-поставщиков медицинских товаров и фармацевтических препаратов.

Данные должностные лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основанием для возбуждения данного уголовного дела, послужили ранее предоставленные Карельским УФАС России в адрес Прокуратуры Республики Карелия и СУСК РФ по РК, вступившие в законную силу решения территориального антимонопольного органа, а также материалы, полученные в ходе проверочных мероприятий.

Решениями регионального конкурентного ведомства, были признаны незаконными действия коммерческих организаций из Санкт-Петербурга - ООО «Медлон», ООО «НикаМед», ООО «Медлон-ДВ», которые выразились в ограничении конкуренции при проведении торгов на поставку медицинского оборудования и лекарственных средств, закупаемых для нужд лечебных учреждений Республики Карелия в период с 2014 по 2017 год.

В ходе судебного разбирательства было установлено и подтверждено, что вышеуказанные компании-конкуренты и их руководители, с целью получения права на заключение контрактов по наиболее выгодной цене - вступили в картельный сговор при участии в 94-х электронных аукционах.

 Государственными заказчиками на данных торгах являлись более 20 учреждений здравоохранения Республики Карелия. Общая сумма дохода, полученного фигурантами уголовного дела, в результате противоправной деятельности составила - более 73 млн. рублей.

Суд назначил одному из руководителей фирм-участников картеля, наказание в виде 2,5 лет лишения условно, а еще двоим подсудимым определил меру ответственности – по 2 года лишения свободы условно каждому. Всем подсудимым определен испытательный срок – 2 года и назначено дополнительное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей каждому. Участникам антиконкурентного соглашения на торгах судебной инстанцией также запрещено, в течение 2-х лет заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с оборотом медицинского оборудования и препаратов.

Подробнее можно ознакомиться на сайте Управления перейдя по ссылке: https://karelia.fas.gov.ru/news/14771