Игорь Артемьев комментирует пакет антимонопольных документов журналистам "Российской газеты"

 

Второй антимонопольный пакет поправок в законы серьезно расширяет возможности привлекать к ответственности чиновников, которые предоставляют преференции отдельным компаниям. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев озвучил эти санкции. Речь идет о больших штрафах, о запрете на профессию, о возмещении в бюджет причиненного ущерба.

 

Как сказал Артемьев, поправки на треть меняют прежний закон о защите конкуренции, ужесточают административную и тем более уголовную ответственность. По словам Артемьева, благодаря поправкам, которые к тому же носят антикоррупционный характер, значительно, если не навсегда, умерят свои аппетиты «прикормленные» чиновники. До сих пор с выгодой для себя они оказывали преференции тем или иным «придворным компаниям» по предоставлению субсидий, неправомерному снижению арендных ставок, выделению земельных участков, ограничивая тем самым экономические интересы других компаний, а значит, здоровую конкурентную среду.

 

Мощнейшей антикоррупционной нормой Артемьев назвал и уточнение к закону о госзакупках. «Внедрение в практику массовых электронных торгов, на первом этапе которых все участники зашифрованы под кодами, позволит ликвидировать миллиардную «кормушку», - пояснил Артемьев. Одним из важнейших изменений, по словам главы ФАС, станут и поправки в Уголовный кодекс.

 

Поправки в Уголовный кодекс предусматривают ответственность и «персональную посадку в тюрьму» за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Эти злоупотребления, пояснил Артемьев, выражаются и в установлении монопольно высоких или низких цен, и в ограничении доступа на рынок, и в извлечении дохода в крупных размерах. А что особенно актуально - в причинении ущерба гражданам, организациям или государству. «Если раньше руководители компаний надеялись за нарушения отделаться штрафами из денег акционеров, то теперь им «светит» тюрьма. При этом в качестве показательного примера Артемьев привел возможную уголовную ответственность, по которой после вступления в силу поправок в Уголовный кодекс за решетку могут попасть первые лица нефтяных компаний, чье неконкурентное поведение будет доказано. «Президентов компаний действие закона не коснется, а вот топ-менеджмента, начиная с генеральных директоров, это напрямую касается», - подчеркнул Артемьев.

 

По его словам, ситуация с «неснижением» цен на бензин в России на фоне их падения во всем мире возмутительна неадекватна. В связи с этим, сказал Артемьев, в регионах против нефтяников заведено более 200 дел. И сообщил, что до сих пор в борьбе с антимонопольщиками многие нефтяные компании буквально саботируют их. Не приходят на заседание комиссии ФАС. Вместо документов в электронном виде присылают их в бумажном, намеренно затягивая процесс разбирательства. То, что нефтяников можно смело называть нарушителями антимонопольного законодательства, Артемьев уверен стопроцентно. И свою позицию постарался аргументировать. «Главный индикатор отпускных цен на бензин с нефтеперерабатывающих заводов - это мировые цены на нефть минус экспортная пошлина, минус логистика, - сказал Артемьев. - Это значит, что оптовая цена в регионах на бензин должна состоять исключительно из отпускной цены нефтеперерабатывающих заводов плюс транспортные расходы». Однако у нефтяников, по словам главы ФАС, другой счет, измеряемый «попыткой поживиться» за счет потребителей.

 

Глава ФАС отметил, что большинство министерств и ведомств были против их принятия. И только личное вмешательство премьер-министра позволило довести дело до конца. Теперь ФАС будет вести специальный реестр злостных нарушителей антимонопольного законодательства. «Тот, кто нарушит его три раза в течение трех лет, - пояснил Артемьев, - имеет шанс попасть на скамью подсудимых». Но в основном, подчеркнул глава ФАС, в арсенале службы «останутся меры экономического характера, дисквалификация и запрет на профессию. Сейчас, напомним, антимонопольщики активно используют «оборотные штрафы».

 

Кроме того, отметил он, благодаря повышению порога антимонопольного контроля сделок с 3 до 7 млрд рублей в поле зрения ФАС остаются только самые крупные компании. «Это нормально. ФАС должна отслеживать только сделки компаний типа «Газпром», - заметил Артемьев.

 

Итак, через 30 дней Россия будет жить по новому антимонопольному законодательству. Из главных достижений, нашедших отражение в этом пакете, эксперты выделили несколько основных пунктов. Прежде всего определение понятий монопольно высокой и низкой цен, которые теперь четко прописаны в законе.

 

Теперь при определении монопольно завышенной цены используется как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых расходов для производства товара), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях рыночной конкуренции). «Раньше сотрудникам нашего ведомства приходилось часто слышать упреки в том, что самого понятия монопольно низкой и высокой цен нет, - посетовал в разговоре с корреспондентом «РГ» начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. - Теперь же этот законодательный пробел устранен».

 

Более того, снижается порог доминирования на рынке. Сергей Пузыревский привел простой пример. Если крупнейшая компания на рынке начинает диктовать свои условия и все остальные вынуждены под нее подстраиваться, то действия такой компании могут быть расценены как нарушающие антимонопольное законодательство. Но при наличии определенных условий. Например, если субъект может оказывать решающее воздействие на продвижение товара на рынке. Таким образом, практически снят 35-процентный порог доминирования рыночной властью, закрепленный ранее. Но доказать, что компания занимает именно такое положение, предстоит самим антимонопольщикам. Заметим, что в мире порога в 35 процентов вообще не существует. Злоупотребление определяется по факту, а не по процентам. А доля оценивается по возможности реально влиять на ценовую политику.