Президент России подписал поправки во "второй антимонопольный пакет".
17 июля 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральный закон «О внесении изменений в статьи 171 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» и федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законы предусматривают:
- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;
- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и "метода сопоставимых рынков" (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке).
В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться "ретроспективный метод", позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода.
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).
- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по "структурному" основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).
- повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации (предварительное согласование в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (в настоящее время 6 млрд. руб.)).
- установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства.
- уточнение положений закона о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том, числе в части:
а) предоставления антимонопольным органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;
б) возможности выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции;
в) установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций;
- определение параметров правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий;
- детализация процессуальных требований по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания.
- особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающий повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. В частности устанавливается административная ответственность за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
Кроме того, применяется в качестве меры административной ответственности дисквалификация в отношении государственных и муниципальных служащих.
Устанавливается административная ответственность за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства.
Предусматривается административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии.
Конкретизируются отдельные положения программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях.
Факты нарушения антимонопольного законодательства фиксируются решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении.
Для более полной информации обращаться к помощнику руководителя Карельского УФАС России Бизукойть Альберту Романовичу, телефон: (814 2) 76-51-60