Максим Овчинников: применение затратного метода лишает предприятие стимула снижать издержки

18 ноября 2015 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Овчинников принял участие в конференции «Предварительные итоги размещения государственного заказа для нужд Министерства обороны РФ в 2015 году и новые задачи на 2016 год». В рамках мероприятия представитель ФАС России рассказал о полномочиях ведомства в сфере контроля за государственным оборонным заказом (ГОЗ) и соблюдением законодательства о контрактной системе.


Максим Овчинников начал доклад с обзора нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности антимонопольного органа в сфере гособоронзаказа, а также последних изменениях в них.


«Основополагающими в этой сфере являются 44-ФЗ и 275-ФЗ. Но необходимо также учитывать требования Закона о защите конкуренции. Монопольно высокая цена, навязывание невыгодных условий контрагентам, отказ от поставки продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение – все эти нормы закреплены в 135-ФЗ», - подчеркнул Максим Овчинников.


Далее замруководителя антимонопольного органа подробно рассказал о последних изменениях в Законе о государственном оборонном заказе (275-ФЗ).


«Поправки затронули все вопросы, связанные с ценообразованием во всей цепочке кооперации. Независимо от того, какое место занимает исполнитель в ней, на него распространяются ограничения, установленные часть 3 статьи 8», - отметил г-н Овчинников.


Среди таких ограничений – запрет на включение в себестоимость затрат, не связанных с таким производством, установление цен на продукцию по ГОЗ на уровне, превышающем рыночную цену такого товара, а также на использование денежных средств на цели, не связанные с исполнением гособоронзаказа.


«К сожалению, практически на всех уровнях кооперации мы сталкиваемся со случаями, когда предприятие старается все свои накладные расходы, связанные с производством конкурентных товаров перебросить на продукцию ГОЗ. Получается, что государственный заказчик по сути компенсирует низкую маржинальность гражданских товаров», - сказал замруководителя ФАС России.


Учитывая применяемую в гособоронзаказе презумпцию необходимости обеспечения рентабельности, завышение себестоимости продукции приводит к увеличению цены для заказчика.


«Применение затратного метода лишает предприятие стимула снижать издержки. Более того, в крайних случаях затратный метод создает негативный стимул их завышать. Поэтому мы стараемся использовать его только тогда, когда применение других инструментов невозможно», - пояснил Максим Овчинников.


В заключительной части замруководителя ФАС России рассказал об итогах контрольно-надзорной деятельности в сфере ГОЗ и соблюдения законодательства о контрактной системе и поблагодарил Министерство обороны РФ за содействие в проведении надзорных мероприятий.


«Вместе с Минобороны РФ мы выдали предписаний на возврат в федеральный бюджет более 3,5 млрд рублей, незаконно полученных хозяйствующими субъектами в ходе исполнения ГОЗ. Необходимо выразить благодарность руководству Минобороны. Надеюсь, что мы и дальше будет совместно выполнять эту работу», - заключил Максим Овчинников.


Презентацию заместителя руководителя ФАС России М.А. Овчинникова можно скачать по ссылке.