Арбитражный суд Карелии: действия организатора торгов на право осуществления республиканских автобусных пассажирских перевозок привели к ограничению конкуренции.

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Напомним, что в 2015 году в Карельское УФАС России поступил целый ряд жалоб на действия Государственного комитета Республики Карелия по транспорту при проведении им конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и муниципального сообщения на территории Республики Карелия.
Инициаторами обращения стали более десяти индивидуальных предпринимателей и организаций,  осуществляющих свою деятельность в сфере транспортного обслуживания населения.
Антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции».
В рамках проведения расследования и неоднократных заседаний,  Комиссией Управления по рассмотрению вышеуказанного дела была проведена всесторонняя аналитическая работа по изучению сложившейся ситуации.  Скрупулезно было изучено мнение сторон конфликта, представителей профессиональных объединений и общественных организаций, материалы средств массовой информации.  В ходе работы по делу активное взаимодействие было налажено с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.  Запрошена и тщательно изучена позиция органов местного самоуправления большинства районов Карелии.


В результате изучения всех материалов дела,  в конце сентября прошлого года Комиссия антимонопольного органа приняла решение,  что действия Госкомитета РК по транспорту нарушают часть 1  статьи 15  и часть 1  статьи 17  Федерального закона «О защите конкуренции»,  поскольку в совокупности с критериями оценки и отсутствием экономического анализа,  обосновывающего укрупнение лотов (по сравнению с предыдущим аналогичным конкурсом их количество уменьшилось с 98  до 4),  ограничивают круг потенциальных участников конкурса.  В преимущественном положении,  при таких условиях,  оказывается незначительное число хозяйствующих субъектов,  осуществляющих деятельность на рынке услуг пригородного и межмуниципального сообщения Республики Карелия,  которые владеют транспортными средствами в количестве,  удовлетворяющем требованиям организатора торгов для обслуживания одного или нескольких сформированных лотов,  что ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на данном рынке и тем самым нарушает принцип добросовестной конкуренции.

 

В этот же период времени, в результате рассмотрения еще одного дела Комиссия Карельского УФАС России признала в действиях Госкомитета РК по транспорту и ГУП «Карелавтотранс» нарушение статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению антимонопольного органа, хозяйствующий субъект необоснованно получил возможность осуществлять и организовывать все республиканские автобусные межмуниципальные и междугородные пассажирские перевозки без проведения конкурсных процедур.

 

С решением Карельского УФАС России в полном объеме можно ознакомиться здесь.

 

 


Комментируя ранее решение Комиссии антимонопольного органа, руководитель Карельского УФАС России Артур Пряхин отметил: «Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.  Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Антимонопольный орган имеет намерение обратиться с таким иском в суд, а также привлечь виновных в нарушении законодательства должностных лиц к административной ответственности.  Обратиться в суд с иском о признании торгов недействительными, имея на руках решение Комиссии конкурентного ведомства, могут заявители и иные заинтересованные лица.» (Примечание: в настоящее время в Арбитражном суде РК рассматривается ряд исков перевозчиков о признании недействительными договоров, заключенных по результатам конкурса)

 

Не согласившись с решением антимонопольного ведомства, Госкомитет РК по транспорту оспорил его в Арбитражном суде Республики Карелия.

01 апреля 2016 года судебная инстанция, рассмотрев доводы жалобы организатора торгов, приняла решение об их отклонении, признав тем самым действия Карельского УФАС России законными и обоснованными.

 

В полном объеме решение Арбитражного суда РК в ближайшее время должно быть размещено на его официальном сайте.


Справочно:

 
Согласно части 1  статьи 15  ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению,  устранению конкуренции.
При проведении торгов запрещаются действия,  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению или устранению конкуренции,  в том числе:  создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  выступающие в качестве организаторов торгов,  не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения доступа к участию в торгах (части 1,  2  статьи 17  ФЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с частью 1  статьи 14.9  КоАП РФ санкция за данное нарушение:  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.

 

Статья 16 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций. Запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Статья 17 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 1 указанной статьи при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.