Андрей Тенишев о международно-правовом инструментарии борьбы с картелями

Теги: картель

Борьба с картелями, причиняющими огромный вред как потребителям, так и производителям, признается антимонопольными органами всего мира в качестве приоритетной задачи. В современных условиях, деятельность картелей все чаще выходит за границы одной юрисдикции. В связи с этим антимонопольные органы разных стран сталкиваются с юридическими проблемами, препятствующими проведению эффективных расследований, поскольку отсутствует эффективный межгосударственный механизм сотрудничества.

Необходимо приветствовать всесторонние усилия, предпринятые в последние годы и отдельными государствами, и международным сообществом в целом по борьбе с картелями, как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Так, картели в стране признаны наиболее тяжким нарушением антимонопольного законодательства и обычно за картели предусмотрена суровая административная ответственность или даже уголовная. Между тем, в универсальный юридический международный механизм противодействия картелям отсутствует. При этом тема картелей на трансграничных товарных рынках далеко не нова. Известный немецкий экономист профессор Роберт Лифман в работе «Картели и тресты» к 1897 году насчитал около 40 международных картелей, а к 1910 году - около 100. По отдельным экспертным оценкам уже к началу Второй мировой войны число международных картелей превышало 1200 и накануне войны они контролировали от трети до половины всего оборота мировой торговли.

На мой взгляд, времена двойных антимонопольных стандартов: когда в своих странах власти проводят проконкурентную политику, а в случае создания международных картелей, никаких препятствий для этого не создают, уже давно должны уйти в прошлое. Главный вопрос в том, когда это будет, и почему некоторые высокоразвитые страны и транснациональные компании позволяют себе пренебрегать всеобщими принципами рыночной экономики и конкуренции, которые лежат в основе демократии? Нужно об этом и говорить, и предпринимать реальные шаги по решению данной проблемы.

Наши первые международные расследования выявили и подтвердили существующие пробелы в международно-правовом регулировании противодействия картелям.

Например, дело о нарушении антимонопольного законодательства на рынке океанских контейнерных перевозок на направлении Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт- Петербург). Ответчиками были компании из 10 различных юрисдикций, в том числе России, стран Азии и Европы. Географические границы товарного рынка охватили территорию 12 государств. Возможные вредные последствия антиконкурентного поведения могли иметь глобальное макроэкономическое значение.

Эффективное расследование и сбор информации на таком глобальном рынке проблематичны без скоординированных действий антимонопольных органов всех заинтересованных стран. Среди основных проблем международного сотрудничества при расследовании международных картелей можно выделить следующие:

· действующие международные конвенции и договоры о правовой помощи касаются уголовных и гражданских дел, и не регламентируют вопросы взаимодействия государственных органов в административной сфере, в частности, при расследовании дел о нарушении антимонопольного законодательства;

· существующие двусторонние и многосторонние соглашения антимонопольных органов при расследовании картелей носят чаще декларативный характер и не обязательны для исполнения на уровне государств.

Принятие международной конвенции «О борьбе с картелями» могло бы установить единые подходы государств – участников Конвенции к картелям как к наиболее опасным правонарушениям в сфере экономики, определить единообразную и унифицированную международную терминологию, а также закрепить единый подход к определению санкций в делах о картелях.

Необходимость разработки и принятия международной конвенции «О борьбе с картелями» уже признана специалистами в области международного права и может восполнить имеющийся правовой пробел в сфере противодействия международным картелям.