Перспективы развития и совершенствования антимонопольного процесса

3 июня 2016 года начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев выступил на V Ежегодной международной научно-практической конференции «Право и бизнес: инновационные подходы в правовом регулировании предпринимательской деятельности».

Его доклад был посвящен развитию и совершенствованию антимонопольного процесса. По его словам, под антимонопольным процессом как отдельным правовым институтом следует понимать урегулированную нормами конкурентного законодательства деятельность антимонопольных органов и их должностных лиц по проведению проверок, сбору доказательств и возбуждению, рассмотрению и разрешению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Докладчик определил правовую природу антимонопольного процесса и его место в системе процессуальных норм, основные стадии и участников антимонопольного процесса, внес предложения по его развитию. «В первую очередь нужно законодательно определить такие термины как «антимонопольный процесс», «антимонопольное расследование» и «антимонопольное дело», а также закрепить такие стадии антимонопольного процесса: «предварительное антимонопольное расследование и «комиссионное производство по антимонопольному делу», - подчеркнул Андрей Тенишев. – Необходимо ввести сокращенный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства при признании ответчиком нарушения и устранения его последствий».

Кроме этого, по его мнению, необходима дифференциация процедур производства по различным категориям антимонопольных дел, а также привлечение правонарушителей к административной ответственности и назначение им наказания в рамках антимонопольного процесса.

Еще одним предложением стало введение института присяжных заседателей в арбитражный процесс.  «При обжаловании в суд решений антимонопольных органов по делам о картелях, от действий которых страдают интересы неопределенного круга лиц, общественные и государственные интересы, рассмотрение дел с участием присяжных заседателей представляется более эффективным и надежным средством судебного контроля за решениями исполнительных органов государственной власти», - отметил Андрей Тенишев.