Состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Карельском УФАС России

Теги: ОКС

22 сентября 2016 года прошло очередное заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.

Сопредседатель Совета - руководитель Карельского УФАС России Артур Пряхин рассказал об изменениях в Закон о защите конкуренции и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивших в силу 4 июля 2016 года. Одно из существенных изменений – введение иммунитетов для определенных Законом № 264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

Артур Пряхин объяснил, как поправки повлияли на штрафные санкции, предусмотренные за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь невозможно привлечь к административной ответственности лиц, исключенных нововведениями из сферы антимонопольного контроля (с появлением «иммунитета от доминирования» и «допустимых соглашений») в том случае, если нарушение было установлено до вступления в силу изменений.

Другой важный момент, на котором заострил внимание руководитель Управления, касается повторного ограничения конкуренции со стороны органов власти. Должностным лицам, вновь совершившим нарушение, грозит дисквалификация на срок до трех лет. А такой вид административного наказания как штраф для них исключен.

При этом для субъектов малого и среднего предпринимательства в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены послабления. Введена новая статья (4.11 КоАП), согласно которой административный штраф заменяется предупреждением. Это в том случае, если правонарушение совершено впервые.

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы управления Ирина Емельянова осветила основные изменения и дополнения, внесенные в Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ.

Данные изменения направлены прежде всего на снижение нагрузки на малый бизнес. Так, например, на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность или осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых за последний год не превышает 400 млн. руб., более не распространяются такие требования, как антимонопольные правила, приведенные в статье 13 Закона о торговле, ограничения приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов при розничной торговле продовольственными товарами через торговые сети.

Законом №273-ФЗ уточнено новое понятие «торговая сеть», законодательно закреплен перечень услуг по продвижению торговой сети. Также изменен совокупный размер вознаграждения торговой сети, в связи с приобретением у хозяйствующего субъекта – поставщика, продовольственных товаров, и оплаты за оказание услуг по продвижению данных товаров, услуг. Такое вознаграждение не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (ранее было 10%).

Сопредседатель ОКС - Андрей Фицев, руководитель Карельского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», предложил проводить разъяснительную работу среди торговых сетей и предпринимателей по изменениям в законодательстве.

В обсуждении наиболее острых проблем правоприменительной практики и новелл антимонопольного законодательства приняли участие член НП «Ассоциации похоронных предприятий Республики Карелия» Владимир Косинец, директор Карельского филиала РАНХиГС Роман Пивненко, заместитель директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН, вице-президент Торгово-Промышленной палаты РК Андрей Шамшин, член Союза журналистов Карелии Антонина Кябелева.

В продолжение встречи глава регионального конкурентного ведомства Артур Пряхин рассказал о наиболее значимых делах, рассмотренных конкурентным ведомством за 8 месяцев 2016 года.

Управлением было рассмотрено дело №03-16\41-2015 в отношении четырех московских компаний. В действиях данных коммерческих организаций решением Комиссии Карельского УФАС России признаны нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в заключении антиконкурентных соглашений при участии в 38 электронных аукционах на поставку медицинского оборудования и лекарственных средств для нужд учреждений здравоохранения Республики Карелия (общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов на данных торгах составила более 85 млн. рублей). Материалы дела направлены в МВД Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По данным фактам в отношении нарушителей возбуждено и рассмотрено 4 дела об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ наложены многомиллионные штрафы (на общую сумму 33,5 млн. рублей).

 

Решением комиссии Карельского УФАС России от 29.03.2016 по делу №04-36/22-2015 было установлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации Петрозаводского городского округа (далее – АПГО) и МКП «Петрозаводская паспортная служба» по установлению и взиманию платы при осуществлении услуг, связанных с регистрационным учетом (снятием с регистрационного учета) граждан по месту жительства и по месту пребывания. МКП «Петрозаводская паспортная служба» и АПГО, не согласившись с указанными актами, обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании их незаконными. Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, подтвердив законность решения антимонопольного органа.

 

Арбитражный суд Республики Карелия решением по делу №А26-3971/2016 подтвердил правомерность привлечения антимонопольным органом АО «Карелгаз» к административной ответственности.

Оспариваемым постановлением общество было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей на основании принятого комиссией Карельского УФАС России решения от 26 мая 2015 года по делу №03-16/05-2015. С учетом финансового и имущественного положения, обстоятельств совершенного правонарушения, руководствуясь требованиями административного законодательства, суд счел возможным снизить размер административного штрафа в 2 раза.

Указанным решением   в действиях АО «Карелгаз» установлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов ООО «Карельский ресурс» и граждан-потребителей, путем необоснованного отказа в регистрации приборов учета газа (установке пломбы на приборах учета газа).

 

В настоящее время Карельским УФАС России возбуждено дело в отношении ПАО СК «Росгосстрах» и ИП Калинина А.Г. по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Основанием для возбуждения дела послужило обращение гражданина с жалобой на заключение соглашения между вышеуказанными хозяйствующими субъектами, которое приводит к ограничению конкуренции.

В ходе проведения первичной проверки установлено, что между ООО «Росгосстрах» и ИП Калининым А.Г. имеется, заключенная в письменной форме договоренность, согласно которой страховщик выдает гражданам направления на прохождение технического осмотра автотранспорта у ИП Калинина А.Г., от его имени заключает договоры на проведение технического осмотра автотранспорта и взимает в интересах последнего денежные средства.

При этом, ПАО СК «Росгосстрах» заключает с гражданами, получившими от указанной страховой компании целевое направление на прохождение технического осмотра именно у ИП Калинина А.Г., договоры ОСАГО без проверки фактического наличия диагностической карты, подтверждающей соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

По мнению конкурентного ведомства, данные действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, создают необоснованное преимущество для одних и в то же время ущемляют права иных добросовестных участников рынка, оказывающих услуги по прохождению технического осмотра автотранспорта. Работа по делу проводится в установленном законом порядке.

По окончании заседания Общественно-консультативного совета состоялся брифинг руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина.

В ходе брифинга Артур Пряхин ответил на все интересующие вопросы журналистов, рассказал о последних изменениях в действующем антимонопольном законодательстве.

С протоколом заседания Совета можно ознакомиться на сайте Карельского УФАС России в разделе Общественные советы/Общественно-консультативный совет.