О ценах на нефтепродукты
В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам, связанным с ростом цен на нефтепродукты Федеральная антимонопольная служба России совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия сообщают следующее:
В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию - т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля
1. если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;
2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;
3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.
Согласно статье 6 закона «О защите конкуренции», монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака:
(1) - эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;
(2) - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли.
Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках.
ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании.
В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей.
В том числе ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании установили монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов. По результатам рассмотрения дел:
На ОАО «Газпром нефть» наложен штраф в размере 1 356 млн.рублей;
На ОАО «ТНК-ВР Холдинг» наложен штраф в размере 1 112 млн.рублей;
На ОАО «НК «Роснефть» наложен штраф в размере 1 509 млн.рублей;
На ОАО «ЛУКОЙЛ» наложен штраф в размере 1 443 млн.рублей.
В последнее время на рынках нефтепродуктов наблюдаются следующие явления. В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен на нефть, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты.
На основе данных мониторинга розничных и оптовых цен в регионах России, проводимого ФАС совместно с территориальными органами, проанализирована динамика величин удельной розничной надбавки (розничной маржи - разницы между оптовой и розничной ценой литра топлива) по видам топлива и выявлен значительный рост данных надбавок - как в абсолютном, так и в относительном значении, существенно превышающий уровень инфляции.
В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждают дела по фактам установления монопольно высоких цен на бензин и дизельное топливо либо о согласованных действиях хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок.
Так, Карельским УФАС России было возбуждено дело в отношении ООО «Трасса Ойл», которое осенью 2008 года установило неоправданно высокие цены на топливо, реализуемое в Сегежском районе через принадлежащие обществу АЗС. Однако до рассмотрения дела ООО «Трасса Ойл» приняло меры к снижению розничных цен до средних по Республике Карелия.
В конце февраля 2009 года возбуждено дело в отношении ЗАО «Канекс» за поддержание монопольно высоких цен на топливо в границах Чупинского городского поселения Лоухского муниципального района. В настоящее время дело назначено к рассмотрению.
Кроме того, в отношении ЗАО «Карелиянефтепродукт» (дочерней структуры ТНК-BP), по материалам антимонопольного разбирательства, возбуждено дело об административном правонарушении. Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на оптовом рынке реализации нефтепродуктов. ЗАО «Карелиянефтепродукт» надлежит устранить выявленное нарушение.
Для более полной информации обращаться к помощнику руководителя УФАС по РК Бизукойть Альберту Романовичу, телефон: (814 2) 76-51-60