«Киллеры госзаказа». Глава УФАС Карелии рассказал о борьбе с нечестными участниками госзакупок

Антимонопольная служба Карелии разъяснила свою позицию о необходимости принятия комплекса мер для отпора «профессиональным жалобщикам», намеренно срывающим государственные закупки. Об этом в интервью «Вестям Карелии» рассказал руководитель Карельского УФАС России Артур Пряхин.

Каковы причины частых срывов государственных закупок? Есть ли основания полагать, что одной из причин являются намеренные недобросовестные действия отдельных участников процесса?

- В настоящее время в Российской Федерации идет активная работа по реализации национальных проектов в различных социально-значимых отраслях. В рамках государственных закупок, необходимых для исполнения поставленных задач задействованы заказчики, поставщики, экспертные и иные организации. Но есть еще один «теневой» тип участников – это, так называемые «профессиональные жалобщики». Зачастую, они не являются участниками государственных закупок и не имеют фактического намерения получить тот или иной подряд. Цели у них совершенно другие.

«Профессиональные жалобщики» - кто они?

- «Профессиональные жалобщики» (иногда их также называют, «киллеры госзаказа») - это некие организации (в большинстве случаев, имеющие минимальный уставный капитал, а из имущества только компьютер и принтер) или частные лица, которые при подаче жалоб на закупки преследуют цель не восстановить свое нарушенное право на участие в закупке, а приостановить или вовсе сорвать проведение торгов. При этом они могут в отдельных случаях действовать в интересах иных, таких же, как и они, недобросовестных участников системы закупок.

Каковы основные цели «профессиональных жалобщиков»? Чем опасна их деятельность?

- Цели противоправных схем, как правило, следующие.

Вымогательство материальных средств с заказчика в обмен за ненаправление или отзыв жалобы (при этом главный довод принять условия злоумышленников - избежание возможного штрафа для заказчика со стороны антимонопольного органа за допущенные нарушения, отраженные в жалобе). Предложения в подготовке «идеальной документации» закупки, мотивируя это тем, что заказчик не сможет ее правильно и безошибочно оформить самостоятельно, тем самым даст повод для жалобы (которую сам новоявленный «добровольный помощник» оперативно и направит в контрольно-надзорный орган), то есть таким образом «играют» (фактически используя шантаж) на опасениях и рисках получения штрафа заказчиком за составление и утверждение не соответствующей требованиям закона документации закупки.

Вымогательство материальных средств с участников закупок (например, с победителей торгов – угрожая с помощью жалобы «развалить» аукцион или конкурс, что повлечет отмену его результатов и соответственно, потерю права на заключение государственного контракта).

Следует сказать, что антимонопольная служба постоянно следит за четким исполнением законодательства о закупках, со всем вниманием рассматривая каждую поданную в ведомство жалобу.

В среднем по статистике около 30% жалоб признаются обоснованными, выдаются предписания о внесении изменений   либо отмене закупок, кроме того на допустивших нарушения государственных заказчиков -  членов комиссий заказчика накладываются штрафные санкции. Размеры штрафов варьируются в зависимости от состава нарушений. Это может быть штраф 3 000 рублей за утверждение документации с нарушениями либо до 30 000 рублей на членов комиссией за необоснованный отказ в допуске.

Жалобы в контрольный орган – это важный инструмент и способ предотвратить нарушения, допущенные на начальной стадии закупки (до заключения госконтракта). После заключения госконтракта, обжаловать результаты торгов возможно только в судебном порядке.

В большинстве своем жалобы направляются добросовестными участниками торгов, чьи правы тем или иным образом были нарушены заказчиками. Это законный, верный и цивилизованный путь отстоять свою правоту.  Антимонопольный орган рассматривает жалобы в течение 5 дней, при этом на рассмотрение жалобы присутствуют Заказчики и лица, направившие жалобу.

Но, к сожалению, имеется немало случаев, когда иная категория участников - «профессиональные жалобщики», злоупотребляя правом, внедряются в процесс госзакупок, преследуя исключительно свои «меркантильные» цели.  В результате наступают неприятные последствия, например, в виде приостановки всей процедуры закупки, в том числе – откладывается срок заключения госконтракта. Как правило, нарушения, которые указывают данные жалобщики, в большинстве случаев являются некритичными, формальными (или как иногда говорят, «техническими» - то есть принципиально не влияющими на общую ситуацию с закупкой). Так, например. заказчик сослался на недействующий ГОСТ при описании объекта закупки или проект госконтракта был составлен без учета определенных (но, при этом кардинально не влияющих на общую ситуацию с данной конкретной закупкой) изменений в законодательстве, или заказчик неверно посчитал сроки при размещении документации и т.п..

Фиксируются ли подобные подозрительные проявления на торгах в Карелии?   

- В качестве, примеров участников, которые активно обжалуют документацию государственных заказчиков Карелии, но при этом не участвуют в комиссиях по рассмотрению жалоб, не подают заявки на участие в торгах, не имеют абсолютно никакого опыта исполненных госконтрактов, не проявляют какой бы то ни было заинтересованности в фактическом получении права на получение того или иного подряда - можно назвать  ООО «Перспектива» (г.Самара) - обжалование  документации  (жалоба № 04-18/01-2019), ООО «Контракт» (г.Сочи) (жалоба № 010/06/105-699/2019).   

Общаясь со своими коллегами из других регионов, мы наблюдаем аналогичную картину (в том числе и с участием вышеуказанных коммерческих организаций), когда в антимонопольные ведомство обращаются не за защитой своего права на участие в торгах, а для того, чтобы попытаться приостановить проведение закупки либо отменить закупку, не преследуя при этом целью фактическое участие в конкурентных торгах.

Оценивая действия «профессиональных жалобщиков», с учетом масштабов нашей огромной страны, можно говорить, что ущерб от таких действий по стране - многомиллионный и в связи с этим, правительство России поручило подготовить Федеральной антимонопольной службе, министерству финансов совместно с Генеральной прокуратурой и МВД предложения по жесткому (вплоть до уголовной ответственности) противодействию данным явлениям.

Как противостоять так называемым «киллерам госзаказа»? Какой должна стать система государственных закупок в Российской Федерации?

- В качестве одного из средств в целях противодействия «профессиональным жалобщикам», намеренно срывающим торги, конкурентное ведомство предлагает введение платы (государственной пошлины) за необоснованные жалобы. Предполагается, что размер госпошлины будет рассчитываться в процентной доле от начальной (максимальной) цены контракта.

По оценкам специалистов ФАС России, данная новация будет являться хорошей профилактической мерой для вышеуказанных злоупотреблений и решит проблему процентов на 70-80.

Также часть нарушений будет подпадать под внесенные антимонопольной службой в правительство страны поправки в уголовное законодательство, усиливающие ответственность за участие в картеле. Поправки предполагают ведение реестра участников картелей и запрет для них на участие в торгах, обмен данными с правоохранительными органами, штраф в двукратном размере за повторное участие в картельном сговоре.

Если же некая фирма «профессионально» занимается жалобами с целью вымогательства денежных средств или иных материальных благ с других участников торгов – это уже подпадает под соответствующие статьи Уголовного кодекса и ФАС России будет продолжать активно взаимодействовать с правоохранительными органами по пресечению данных незаконных действий.

Всем желающим криминально «погреть руки» на государственных закупках следует четко понимать, что умышленный срыв торгов, организованных в целях реализации национальных проектов, а также иных социально-значимых сферах жизни нашей страны – это преступление, за совершение которого последует неотвратимое наказание.  

В настоящее время уже установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок (например, такие как – подкуп, заведомо ложное экспертное заключение).

Министерство финансов РФ также планирует включить защиту от злоупотреблений правом обжалования в законопроект об оптимизации государственных закупок. Планируется также целый ряд поправок в законодательство о защите конкуренции, о контрактной системе и кодекс об административных правонарушениях.

Также надежным способом и инструментом противодействия «профессиональным жалобщикам» является постоянное повышение заказчиками собственной квалификации, чтобы минимизировать основания для обжалования их действий.

Общая цель органов власти, контрольных органов, добросовестных заказчиков и других участников данного важного процесса – сделать сферу торгов всех уровней с одной стороны более простой, понятной и динамичной, но в то же время в разы эффективней.