• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ИнтервьюНа страже конкуренции: как УФАС Карелии борется с проблемами национального масштаба

Чем опасны картели, свободные тарифы и «цифровые коты»

Работа сотрудников Управления Федеральной антимонопольной службы по РК во многом схожа с трудом оперативников и следователей. В СМИ зачастую говорится о результатах работы ведомства, тогда как цели, задачи и тем более детали деятельности остаются за кадром. Между тем, кропотливые усилия сотрудников преследуют крайне важную цель: защитить рядового потребителя от недобросовестных махинаций, прямым или косвенным образом связанных с деньгами. То есть, с нашими финансовыми благополучием и спокойствием.

Проблемы, с которыми помогает справиться УФАС, носят не только практический, но и стратегический характер. Возможно, поэтому усилия ведомства на первый взгляд не всегда заметны. Но что если даже бегло взглянуть на спектр проблем, которые стоят перед ведомством? Тарифы на ЖКХ, государственные закупки, недобросовестная реклама, конкурентный диалог бизнеса с властью и многое другое: за всем этим кроется титаническая работа, которой, к слову, в республике занимаются всего менее двух десятков профессионалов.

В этом году, 2 декабря, Карельское УФАС России, как территориальный антимонопольный орган, отмечает 28-летие со дня образования. Поэтому самое время подвести промежуточные итоги деятельности. Об особенностях «национальной» работы, «цифровых котах» и многом другом – в большом интервью с руководителем конкурентного ведомства Артуром Пряхиным.

В Карельском УФАС пристально следят за конкуренцией

В Карельском УФАС пристально следят за конкуренцией

Фото: Дмитрий Ана

Противодействие и развитие

- В декабре 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об основных направлениях работы по развитию конкуренции. Ее воплощением стал Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы. Что это за документ?

- В Российской Федерации есть только два документа подобного рода: Национальный план противодействия коррупции и Национальный план по развитию конкуренции. Оба утверждены Указами Президента РФ и зачастую взаимно дополняют друг друга. Другими словами, на федеральном уровне даны соответствующие указания регионам, что лишний раз доказывает их объективную необходимость. Что касается Национального плана по развитию конкуренции, то это серьезный, программный документ с рядом приоритетных направлений. Перед нами стоят сложнейшие задачи: снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности (в том числе, ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках), реформа тарифного регулирования и предупреждение антимонопольных нарушений на товарных рынках, поддержка предпринимателей (особенно представителей малого и среднего бизнеса) и многое другое.

- Как не запутаться в целевых показателях? И все-таки, несмотря на всю «глобальность», Национальный план учитывает особенности каждого региона?

- В Национальном плане по развитию конкуренции определен 41 отраслевой рынок. И каждый регион при всей своей «самобытности» должен определить для себя не менее 80 процентов отраслевого участия. В остальной части (имеются в виду региональные особенности) субъект РФ принимает решение самостоятельно. На данный момент Карелия в целом определила для себя 34 отраслевых рынка: это и дошкольное образование, рыбная отрасль, сельское хозяйство, рынок пассажирских перевозок и транспортного обслуживания и другое.

Но ведь расстановкой приоритетов работа не ограничивается?Что дальше?

- Необходимые сведения, которые мы получаем, транслируются нашим коллегам из Министерства экономического развития и промышленности РК - уполномоченному органу исполнительной власти по содействию и развитию конкуренции. Далее ведется работа в отраслевых направлениях, по которым подготовлены «дорожные карты». Идет рабочее взаимодействие: мы предоставляем сведения по нарушениям на определенных отраслевых рынках, обсуждаем те или иные нормативы и ключевые показатели, которые должны быть утверждены ФАС России, а затем главой республики.

В центре  – важнейшие отрасли экономики страны

В центре – важнейшие отрасли экономики страны

Фото: pixabay.com

Единые, но разные

- Вы упомянули о тарифном регулировании. В этой сфере также необходима региональная дифференциация?

- Скажу больше: в России исторически не было и на данный момент нет закона, который бы устанавливал единые и понятные для всех правила игры. Существует множество подзаконных нормативных актов, в которых подчас крайне сложно разобраться. Национальный план по развитию конкуренции – и Президент России поставил соответствующую задачу – предполагает разработку закона об основах тарифного регулирования в РФ. Такого в стране еще не было. На данный момент существует множество подзаконных актов, но, на наш взгляд, должен быть создан «рамочный» документ, в котором, как минимум, должно быть определено, что включено в тот или иной тариф. А для этого необходима сопоставимость рынка – так называемый «бенчмаркинг». По различным и не всегда объективным причинам в регионах наблюдается колоссальная «тарифная» разница, что обусловлено территориальными особенностями, логистикой и множеством других факторов. Возможно, необходима разработка региональных коэффициентов, и сегодня эти вопросы находятся на стадии активного обсуждения.

- Одним из почти «вечных» вопросов на современных конкурентных рынках остается деятельность государственных или муниципальных унитарных предприятий, чья деятельность не всегда укладывается в рамки добросовестной конкуренции. Что об этом говорит Национальный план? И насколько актуальна эта проблема для Карелии?

- Суть предлагаемых изменений заключается в преобладании на рынках частных компаний, поскольку это – драйвер развития конкуренции. В целом, доля государственного участия на конкурентных рынках должна быть сведена к минимуму, поскольку ГУП или МУП в этом смысле изначально обладают определенными преференциями как государственные структуры. В Карелии наблюдается постепенное снижение количества таких предприятий на конкурентных рынках, но на сегодняшний день первоочередным в регионе является другой вопрос: прежде всего, необходимо провести ревизию таких предприятий.

«Когда нам не оставляют выбора – это плохо»

«Когда нам не оставляют выбора – это плохо»

Фото: Дмитрий Ананьин

Предложения Федеральной антимонопольной службы, поддержанные правительством РФ, таковы: необходимо запретить создание новых ГУП и МУП без изучения рынка и без согласования антимонопольного органа. Иными словами, нужно понять, зачем создается такое предприятие и выполняет ли оно профильные функции. Проще говоря: если на рынке работает бизнес и существует конкуренция, есть ли необходимость создавать и выводить на рынок очередное государственное предприятие? На мой взгляд, сегодня в целом по России наблюдается следующая проблема: многие унитарные предприятия не осуществляют какую-либо профильную деятельность, в то время как, например, сдают свои помещения или технику в аренду тем же частникам. Только приближенным.

Кроме того, унитарные предприятия могут использоваться для ухода от конкурентных процедур при осуществлении закупок, распоряжении государственным имуществом и земельными участками. А для оценки эффективности деятельности унитарных предприятий следует ориентироваться на сигналы рынка. Если есть конкуренция – зачем создавать ГУП? При этом отмечу: планы в отношении унитарных предприятий разработаны не в целях дополнительного их контроля.Наша основная задача – добропорядочная конкуренция. В контроле над качеством исполнения услуг существуют другие методы регулирования. Поймите: конкуренции много не бывает. Например, сегодня мы видим ее в мобильной связи, на рынке таксомоторных перевозок. Между тем, принцип прост: участники рынка должны бороться за потребителя, а потребитель должен выбирать. А когда нам не оставляют выбора – это плохо.

Предупредить и объяснить

В таком случае, каковы наиболее эффективные меры воздействия как на государственные, так и на частные предприятия (да и на участников конкурентного рынка в целом)? И встречается ли рецидив?

- В первую очередь, отмечу, что антимонопольное ведомство – это орган предупредительного контроля, а не «карательное» ведомство. В свою очередь, предупредительные, или превентивные меры выражаются в так называемом «адвокатировании». Мы постоянно стараемся участвовать в различных круглых столах, заседаниях и других тематических встречах, рассказываем о своей работе. Другими словами, объясняем свою позицию, чтобы наши требования не становились неожиданностью для участников рынка. Поэтому ведется активная разъяснительная и просветительская работа. Параллельно совершенствуется и законодательная база. Если мы говорим о предупреждениях или предписаниях ФАС России (например, при передаче муниципального имущества без конкурса, возможных сговорах с заказчиками во время закупочных процедур и др.), то зачастую выясняется, что отдельные статьи закона «О защите конкуренции» нарушают администрации муниципальные и сельские администрации, которые просто должным образом не знакомы с процедурами.

Иногда эффективнее предупредить, чем наказать

Иногда эффективнее предупредить, чем наказать

Фото: pixabay.com

Поэтому мы используем превентивные меры. Если нарушение случайно, то выдаем предупреждение с разумными сроками его исправления. Что важно: это не касается картелей, с которыми мы работаем совсем по-другому и без каких-либо предупреждений. В антимонопольном законодательстве определены виды нарушений, которым предусмотрена такая мера как предупреждение. Причем, как правило, после его выдачи, рецидивы не наблюдаются. Участник может не согласиться с нашим решением, но такие случаи единичны. Да и в целом количество выданных в Карелии предупреждений не так велико: за 2016-2019 годы антимонопольное ведомство выдало порядка 70 предупреждений (как хозяйствующим субъектам, так и органам власти).

«Цифра» - в помощь

При всех сложностях современность, уверены, бросает Управлению новые вызовы. Уже потому, что уходит «в цифру». Это так?

- Действительно, сегодня монополистом зачастую становится тот, кто имеет соответствующие цифровые платформы, наборы данных и пр. Поэтому в планах государства, например, - крайне актуальный закон о принудительном лицензировании лекарств. Еще один показательный пример: контроль над сделкой химического концерна Байер, при которой продавались генетически модифицированные семена. Если коротко: распространялся не только сам продукт, но и формула, чтобы их вырастить. Причем сама формула была зашифрована, и чтобы ее получить, необходимо было совершить покупку семян.

Что касается «цифровой экономики», то, думаю, что именно новый, пятый антимонопольный пакет, который сейчас разрабатывается в ФАС, будет, в том числе «цифровым». Причина проста: наше законодательство должно успевать за глобальными изменениями в экономике. Нас часто спрашивают: почему антимонопольное законодательство так часто меняется? Потому что меняется действительность. Если двадцать лет назад мы могли выйти из дома без сотового телефона, то теперь?.. Помните антимонопольное дело с отменой внутрисетевого роуминга на территории России, которое завершилось нашей победой? Примечательно, что операторы долго не хотели исполнять наше решение, а после всего – удивились… росту продаж.

Ловить – не переловить?

Ловить – не переловить?

Фото: pixabay.com

«Кот» - но не тот

- А «цифра» приходит в сферу государственных закупок?

- Конечно. Приведу по-своему знаковый пример: наши коллеги из Краснодарского УФАС России недавно зафиксировали во время закупочных процедур по реализации имущества банкрота действия самодельной программы-робота. С интервалом в 5 секунд цена на аукционе пошагово (а всего таких шагов было около около 127) поднялась на 690% от начального значения. Таким образом, робот фактически не давал участникам подавать свои ценовые предложения. Как установили коллеги, два участника торгов нарушили пункт 2 части 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции» , что выразилось в заключении и участии в соглашении, приведшем к поддержанию цен на аукционе. При этом победитель отказался от заключения договора, который в итоге был заключен со вторым участником антиконкурентного соглашения, с завышением цены на 55%. По мнению специалистов, участники реализовали классическую схему «таран» [когда цена резко опускается на 80-90% ниже начальной, что вынуждает остальных участников отказываться от конкурентной борьбы. – Прим. Ред.]. Таким образом, робот фактически заменил действия участников антиконкурентного соглашения.

Разбирательство продолжается, но антимонопольное ведомство готовит меры по противодействию такому феномену. Так, сегодня разрабатывается программа – так называемый «цифровой кот», который будет ловить таких же «мышей». В рамках борьбы с картелями будут заданы определенные алгоритмы, которые серьезно помогут нашим сотрудникам в работе, ведь в целом количество ежедневных электронных госзакупок превышает сотни тысяч. «Кот» в автоматическом режиме будет выполнять прикладную функцию: указывать на подозрительные закупки, которые мы будем фильтровать, исходя из существующих приоритетов и социальной значимости.

- К слову, о картелях. Сегодня они представляют большую угрозу нашей экономике?

- Картели – это очень серьезное зло. По оценкам ФАС России, их деятельность ежегодно приносит внутреннему валовому продукту страны приблизительно 2 процента ущерба. Это гигантская сумма. Отмечу: у нас есть свои рычаги воздействия на такую форму монополии: сегодня за подобное антимонопольное нарушение предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

***

Вернемся к тому, с чего начали. Антимонопольное ведомство отмечает очередной день рождения. Чего хотелось бы пожелать специалистам в преддверии годовщины?

- В первую очередь, хотелось бы поблагодарить всех сотрудников за работу, - говорит Артур ПРЯХИН– Наш коллектив – это только добросовестные сотрудники, которые хорошо и предельно качественно выполняют свою работу. По итогам работы за 2018 год Карельское УФАС России заняло высокое 11-ое место в рейтинге территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (а всего их – 84). При этом, в в Северо-Западном Федеральном округе наше управление заняло почетное 1 место. Это лучший результат за всю историю регионального конкурентного ведомства. Уверен, что и далее мы сможем не только отстоять занятые высокие позиции, но и добиваться новых вершин! Хотелось бы пожелать здоровья, терпения и поздравить с наступающим Новым годом. Здоровья вам, профессионального роста и всех благ! Нашими сотрудниками и ветеранами ведомства можно гордиться по праву!

Редакция присоединяется к поздравлениям и уверена, что работа Карельского УФАС России заслуживает самого пристального внимания общественности. На ниве конкуренции трудятся опытные и универсальные сотрудники, от которых во многом зависит наша с вами стабильность. С праздником!