Преференции в обмен на свободу. Антимонопольная служба усиливает влияние.
14 августа руководитель карельского управления ФАС России Михаил Петров рассказал журналистам о новом антимонопольном пакете документов, который в ближайшее время вступает в силу. Принятие новых законов, ужесточающих ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, значительно расширяет возможности ведомства.
По словам Петрова, теперь антимонопольной службе станет значительно проще доказывать свою правоту и привлекать к ответственности, когда речь идет об установлении монопольно высоких или монопольно низких цен. Если, к примеру, цены на бензин вдруг взлетели вверх, но при этом ни один из внешних факторов, таких, как оптовые цены, тарифы на перевозки, тарифы на услуги ЖКХ, инфляция, не изменился, то антимонопольная служба имеет все основания привлечь к ответственности торговое предприятие.
Еще один больной для нашей страны вопрос - это размещение государственных и муниципальных заказов. Не секрет, что зачастую чиновники пытаются лоббировать интересы «своих» компаний, оказывая им преференции или создавая искусственные препятствия конкурентам, желающим участвовать в конкурсах и торгах.
Как заметил Михаил Петров, в этом году число нарушений, связанных с размещением госзаказов, выросло примерно на треть. Это явление он объясняет тем, что в период экономического кризиса обострилась борьба за бюджетные деньги, и бизнес стал активнее защищать свои права. По новому законодательству чиновникам теперь придется отвечать за попытки обласкать близкую сердцу фирму.
За незаконное предоставление преференций конкретного чиновника могут на первый раз наказать штрафом от 15 до 30 тысяч рублей. Если этот же чиновник будет уличен во второй раз, то ему грозит либо штраф до 50 тысяч рублей, либо дисквалификация сроком на три года. Кроме того, в конце октября вступят в силу изменения в Уголовный Кодекс РФ (статья 178), согласно которым за оказание преференций отдельным компаниям чиновники могут лишиться свободы на срок до 7 лет.
Рассказывая о конкретных фактах из жизни собственного ведомства, Михаил Петров остановился на деятельности ГУП «Северо-Западная авиабаза охраны лесов». Оказывается, при проведении конкурса по закупке авиабензина государственное предприятие-заказчик установило условия, под которые попадало единственное предприятие, выпускающее требуемую марку бензина. Между тем на рынке существуют аналогичные виды бензина, которые стоят в два раза дешевле. По оценке Михаила Петрова, только на одном этом контракте государство могло бы сэкономить более 1 миллиона рублей. После вмешательства антимонопольной службы контракт был аннулирован, в ближайшее время должны состояться новые торги, а руководителю предприятия грозит серьезный штраф.