ОСАГО с нагрузкой

В связи с предстоящим подорожанием стоимости ОСАГО страховые компании все чаще предлагают оформить полис с нагрузкой или сообщают, что бланков нет – как поступать страхователю в данной ситуации.

Проблемы с покупкой полиса ОСАГО у автомобилистов Петрозаводска начались с осени прошлого года. Если ранее людей возмущала постоянно увеличивающаяся стоимость полиса, то сегодня возникли проблемы другого характера: компании стали предлагать в нагрузку к ОСАГО еще и страховку здоровья водителя или же недвижимого имущества.

Возмущенные автомобилисты пытались обойти ухищрения страховых компаний и купить ОСАГО без нагрузки. До определенного момента у многих это получалось, но ситуация с каждым днем осложнялась: все чаще страховые компании стали не только навязывать допуслуги к ОСАГО, но и отказывать клиентам в оформлении полисов "автогражданки", объясняя данное решение отсутствием бланков или неисправностью техники.

 

Почему ситуация с покупкой ОСАГО обострилась

С 1 апреля в России изменились региональные коэффициенты, используемые при расчете стоимости полиса ОСАГО. Это то повышение, которое федеральные власти отдали на откуп регионам. И в 11 из них с 1 апреля территориальный коэффициент при расчете стоимости "автогражданки" повысился. Остальные регионы, в том числе и Карелию, это повышение не коснулось.

Основное подорожание ОСАГО запланировано на 12 апреля – именно через неделю в России вводятся новые базовые тарифы "автогражданки". Повышение стоимости ОСАГО коснется всех регионов, в том числе и тех 11, которые уже повысили территориальный коэффициент.

После основного подорожания стоимость полисов ОСАГО взлетит с 3-5 тысяч до 12-15 (в зависимости от категории транспортного средства), то есть произойдет значительное повышение. Выплаты по ОСАГО тоже повысятся относительно прежних: если сегодня 120 тысяч, то будут 400 тысяч.

При таком положении дел продавать ОСАГО по низкой цене страховщикам невыгодно, поэтому они пытаются по возможности перенести оформление "автогражданки" на срок после 12 апреля. И делают это различными способами, в том числе и путем навязывание дополнительной услуги в виде договора добровольного страхования.

По закону ездить без ОСАГО нельзя – это страховщики хорошо понимают и манипулируют водителями.

...

Выбор за водителем

Мы решили поинтересоваться у специалиста, как действовать в таких ситуациях.

- Здесь два выхода: либо согласиться с этими условиями, потому что, с одной стороны, страхователь получает ту услугу, на которую он изначально был нацелен, при этом ему еще дополнительно страховщиком предлагается новая услуга в виде договора добровольного страхования, - рассказал автоюрист Михаил Романов. – На сегодняшний день выплаты по ОСАГО стали высокими относительно прежних: 400 тысяч сейчас, а ранее была 120, и продавать полис без нагрузки страховщику просто невыгодно. Таким способом он пытается развить еще один вид страхования.

С другой стороны, по словам Романова, можно отказаться от дополнительного страхования, так как это лишние траты, и привлечь страховщика к административной ответственности по статье 15.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования.

За нарушение данной статьи Кодекса предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей.

Если вы выбираете второй вариант решения вопроса, то вам необходимо знать, что писать заявление о расторжении договора добровольного страхования нужно сразу после покупки ОСАГО, в тот же день, в ту же минуту. Если данное обращение будет сделано через некоторое время, то будет трудно потом доказать, что эту услугу вам навязали. Предъявлять претензию надо на месте, а не через три дня, неделю, месяц. Даже три дня - это срок, который вы этой услугой пользовался. Получается, какое-то время вы были согласны и не считали, что вам дополнительную услугу навязали, а потом жаловаться пришли.

И помните, нет механизма, который бы позволил сиюминутно отказаться от услуги и сразу же в эту минуту заставить страховщика оформить тот договор страхования, на который вы ориентируетесь. Для этого нужны время, знания, деньги.

Первый шаг: оформить договор ОСАГО и договор добровольного страхования (жизни или имущества)

Второй шаг: Обратиться с заявлением в страховую компанию за расторжением договора, поскольку эта услуга была ему навязана.

Третий шаг: В случае неурегулирования страховщиком данного вопроса самостоятельно, необходимо написать жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА). На сайте РСА можно заполнить форму и отправить заявление для рассмотрения. При рассмотрении данного факта страхования компания будет привлечена к административной ответственности.

Четвертый шаг: Если ни страховая компания, ни РСА не смогут урегулировать ваш вопрос, далее следует обращаться в прокуратуру и УФАС (управление федеральной антимонопольной службы), а также в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России.

В суде необходимо будет доказать, что, во-первых, страхователь обращался в страховую компанию за расторжением договора добровольного страхования, то есть приложить копию заявления, которое вы писали в страховой компании сразу после оформления полиса ОСАГО. Во-вторых, необходимо будет подтвердить, что навязывание услуги имело место быть. Для этой цели подойдет обычная видео или аудиозапись.

По вашему заявлению будет проведена проверка страховой компании, суд взыщет со страховщиков штраф, неустойку.

Не забывайте, что для реального разрешения данной ситуации необходимо продолжительное время. Да и с экономической точки зрения вся эта ситуация невыгодна, так как потребует финансовых затрат на услуги юристов и адвокатов. И никакие выплаты не покроют расходов. Компания предлагает дополнительную услугу на 800-1000 рублей, а на услуги юриста потребуется 7 тысяч.

Практика показывает, что все страховые компании решают данные вопросы еще в досудебном порядке, так как им тоже не нужны лишние траты в виде административного штрафа в 50 тысяч рублей.

- А что делать страхователю, если в компании, куда он обратился за приобретением "автогражданки", ему говорят: компьютер сломался, бланков нет - полис оформить не можем?

- В данном случае вам также следует обращаться с заявлением в страховую компанию. Указать страховщику о наличии административной ответственности, - пояснил Михаил Романов. – Компания обязана будет предоставить данные о наличии бланков. А если страховщики не захотят решить вопрос в досудебном порядке, то смело обращайтесь в законодательные органы власти – прокуратура, УФАС.

Антимонопольной службе не составит труда узнать, какое количество бланков имелось у компании на момент вашего обращения, так как это документы (бланки) строгой отчетности.

В случае получения положительной информации, компанию будет привлечена к административной ответственности, а вы, с вою очередь, имеете право потребовать компенсацию морального вреда, так как вам отказали в услуге, хотя бланки были.

По закону, компания должна уведомлять клиентов об отсутствии бланков или иных документов, необходимых для оказания услуг.

...