Карельское УФАС России: установка общедомовых приборов учета электрической энергии в г. Петрозаводске производилась АО «ПКС» без надлежащего уведомления собственников помещений многоквартирных домов и с нарушением действующего законодательства

Решением Комиссии Карельского УФАС России от 15 апреля 2015 года по делу №03-16/41-2014 в действиях АО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее – АО «ПКС»), занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей, установлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов иных лиц путем:

 

  - нарушения установленной требованиями действующего законодательства процедуры оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии (далее – ОДПУ электроэнергии);

- необоснованного предъявления собственникам многоквартирных домов к оплате расходов на приобретение ОДПУ электрической энергии с характеристиками, не являющимися обязательными в соответствии с положениями действующего законодательства.

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношение АО «ПКС» было возбуждено в связи с поступлением в Карельское УФАС России многочисленных заявлений собственников помещений многоквартирных домов в г. Петрозаводске с жалобами на необоснованно высокую стоимость расходов по установке ОДПУ электроэнергии, предъявленных им к оплате АО «ПКС».

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что работы по установке ОДПУ электроэнергии АО «ПКС» произведены с нарушением требований пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442), так как Общество не уведомило собственников энергопринимающих устройств многоквартирных домов о проведении указанных работ, в том числе не направило проект договора об установке ОДПУ электроэнергии.

 

Кроме того, собственникам предъявлены к оплате расходы на приобретение общедомовых приборов учета электрической энергии с характеристиками, не являющимися обязательными в соответствии с положениями действующего законодательства. Так, действующим законодательством установлено, что для учета электрической энергии на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. Кроме того, определены обязательные характеристики электросчетчика, однако требование по установке ОДПУ электрической энергии с GSM-модемом (именно такие приборы были инициативно установлены специалистами АО «ПКС») законодательно не закреплено.

 

При этом факт установки ОДПУ электрической энергии с характеристиками, не являющимися обязательными в соответствии с действующим законодательством, привел к увеличению расходов по установке приборов учета электрической энергии, предъявленных обществом к оплате собственникам многоквартирных домов заявителей, в связи с чем АО «ПКС» выдано предписание о перерасчете данных расходов.

 

Справка: Согласно части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.