УФАС Карелии попросит Арбитраж отменить правительственный конкурс на автобусные перевозки

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В конце минувшей недели на сайте УФАС КРФ появился полный текст недавнего решения о нарушении антимонопольного законодательства, в котором ответчиком пришлось выступить республиканскому Госкомитету по транспорту. Многомесячное рассмотрение «автобусного» дела по пригородным и межмуниципальным перевозкам в регионе, наконец, завершилось, и, как гласит концовка решения, в действиях чиновников все же были найдены нарушения, которые могут привести к ограничению конкуренции. При этом в тексте говорится о «необоснованном укрупнении лотов».

Напомним, скандал с новым конкурсом на автобусные перевозки разразился весной этого года. По условиям объявленного Госкомитетом аукциона несколько сотен междугородных маршрутов в республике поделены всего на 4 лота, в то время как раньше их было около сотни. По мнению бизнес-сообщества, в таком конкурсе никто из карельских автоперевозчиков никто не смог бы выиграть. Местные были уверены, что на их место придут «варяги».

Из-за многочисленных жалоб конкурс даже был приостановлен, но вновь возобновлен после того, как Федеральная антимонопольная служба не нашла нарушений в процедуре проведения конкурса. Катавасия не закончилась и после того, как председатель Госкомитета Игорь Жадановский был вынужден подробно прокомментировать ситуацию, подробно рассказав о планах по организации автобусных перевозок в республике. Арбитражный суд, как уже было сказано, приостановил конкурс, возобновив его только к лету. На этот промежуток времени все перевозчики находились в подвешенном состоянии, что внесло некоторую сумятицу в организацию перевозок.

В итоге тендер был все-таки проведен: 30 июня Госкомитет выбрал четырех победителей на региональные пассажирские маршруты.

Как следует из недавнего решения, чиновники не получат от антимонопольного ведомства никакого предписания, поскольку конкурс успел состояться, а все договоры подписаны. Тем не менее, комиссия УФАС решила инициировать обращение в Арбитражный суд РК с иском о признании результатов этого конкурса (он прошел в июле 2015 года) недействительными. Кроме того, Госкомитету грозит административное наказание: материалы дела также отправятся «уполномоченному должностному лицу» которое займется вопросом о возбуждении административного производства.

В многостраничном тексте подробно описывается вся хронология событий, исследуются доводы заявителей и ответчика, но на некоторых моментах специалисты останавливают внимание отдельно. В частности, выяснилось, что при проведении конкурса не проводились какой-либо мониторинг и «анализ рентабельности (нерентабельности) маршрутов».

- Несмотря на неоднократные требования карельского УФАС России, в материалы дела объективные данные исследования (изучения) пассажирских перевозок (пассажиропотока, рентабельности, состояния дорог и прочие факторы) организатором торгов не представлены, - отмечается в решении. - <…> Помимо объективных данных, организатором торгов не представлены экономическое или иное обоснование, позволяющее сделать вывод о реальной необходимости объединения в один лот значительного количества маршрутов.

При этом УФАС подтвердила факт сокращения количества лотов с 98 до 4 (то есть в 24,5 раза), по сравнению с количеством лотов, сформированных на предыдущем конкурсе.

Теперь все зависит от того, будет ли решение антимонопольщиков обжаловано, у Госкомитета есть 3 месяца срока со дня принятия вынесенного решения в Арбитражный суд.