УФАС сказала: «Фас!»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Карелии антимонопольная служба фактически дала предпринимателям «добро» на тяжбу с правительства республики

Карельское управление антимонопольной службы признало конкурс, который в этом году провел госкомитет республики по транспорту, недействительным. Теперь местные перевозчики имеют полное право пойти в суд за защитой своих прав. Но будет ли им от этого польза, и есть ли кому идти? Давайте разбираться вместе.

«Сегодня отличный день!

Праздную победу!

Решение УФАС Карелии в пользу предпринимателей! А именно — признать конкурс, проведённый Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, недействительным».

Такое эмоциональное сообщение появилось на личной странице уполномоченной по защите прав предпринимателей Республики Карелия Елены Гнетовой. И она имеет полное право радоваться. История, в которой удалось склонить чашу весов на сторону карельских предпринимателей, на слуху у жителей региона последние полгода. Мало кто из них верил в справедливый исход дела, о котором объявила Гнетова. В том числе и потому, что перевозчики уже обращались в УФАС. Мы об этом писали в середине апреля, когда госкомитет Карелии по транспорту только готовился объявить итоги конкурса на междугородние и пригородные перевозки автобусами. Тогда антимонопольщики не торопились идти навстречу предпринимателям. По одной жалобе пришел ответ, что оснований для удовлетворения нет, рассмотрение других обращений затягивалось.

Естественно, нам захотелось узнать, почему теперь УФАС пришла к другому решению. За ответом мы обратились к той, кто довел дело до победы — к Елене Гнетовой.

И вот что она рассказала RegNews: «Ранее все межмуниципальные пассажирские авторейсы входили в 98 лотов. В конкурсе могло участвовать и выиграть один из лотов даже небольшое транспортное предприятие. В этом же году перевозки объединили в 4 больших тендера. К участию в конкурсе допускались лишь те предприятия, автопарк которых составляет не менее 17 автобусов. Соответственно, многие автоперевозчики Карелии оказались неспособны принять участие в конкурсе. Управление ФАС по Республике Карелия, изучив суть жалоб предпринимателей, условия проведённого конкурса, ответы на запросы комитета по транспорту Республики Карелия, материалы мониторинга ситуации с пассажирскими перевозками автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения, пришли к выводу о нарушении государственным комитетом Республики Карелия по транспорту федерального "Закона о защите конкуренции"».

То есть, в общем-то, УФАС просто рассмотрело те факты, которые вся республика обсуждает уже последние полгода. И увидело в них нарушение закона. Что мешало антимонопольщикам прийти к этому выводу раньше, остается только догадываться. Но лучше поздно, чем никогда.

О каком количестве компаний идет речь? До этого конкурса в Карелии работали порядка 30 перевозчиков. Они отправляли в рейсы около 110 автобусов. Нетрудно посчитать, что в среднем выходило даже менее 4 машин на компанию. У кого-то их было больше, у кого-то меньше — только чтобы перевозить по своему же району местных жителей. Но 17 автобусов? Забегая немного вперед, скажем: во всей Карелии нашлось всего одно предприятие, которое смогло собрать необходимое количество машин, чтобы принять участие в конкурсе. Это ГУП «Карелавтотранс». Да и то своими силами оно не обошлось — пришлось наскоро объединиться с ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис».

Все остальные республиканские перевозчики, которые до этого годами работали в регионе, остались за бортом. Выживайте, как хотите, сказали им своими действиями в госкомитете по транспорту.

Как у них это получилось, RegNews рассказала Елена Гнетова: «Ко мне обратились с жалобами девять субъектов предпринимательства. Многие из этих и других предпринимателей, занимающихся ранее автоперевозками, остались без работы. Часть предпринимателей, долгие годы вкладывающих свои средства и силы в транспортную инфраструктуру, ушли на другие рынки других регионов. Кто-то вынужден был уволить персонал и продать транспортные средства».

Еще весной мы писали, что среди карельских перевозчиков были люди, которым надо было ежемесячно платить банкам по 600 тысяч рублей в виде платежей по кредитам: брали деньги на развитие бизнеса, не ожидая от республиканских властей такого крутого поворота, который в народе называют по-простому — «подставой». Остается надеяться, что они оказались в числе тех, кто сумел найти применение своим автобусам в соседних регионах.

Тут люди, знакомые с пассажирскими перевозками в Карелии, могут сказать: но ведь победители конкурса предложили тем, кто не смог участвовать в конкурсе, заключить договор субподряда. Почему перевозчики не захотели воспользоваться этим предложением?

«Комитет по транспорту Республики Карелия, защищая предложенный формат конкурса, декларировал, что любой перевозчик Карелии сможет продолжить работу по пассажирским перевозкам на условиях субподряда, — подтверждает в беседе с RegNews Елена Гнетова, после чего добавляет, — но те условия, которые предложили победители конкурса иным автоперевозчикам, оказались для большинства неприемлемыми. Договор субподряда предлагается заключить только на месяц, условия такого договора являются кабальными для автоперевозчиков».

О том, что аппетиты победителей могут оказаться неумеренными, еще весной (до подведения итогов конкурса) говорил в беседе с RegNews депутат заксобрания Карелии Андрей Рогалевич. Как видим, он оказался прав в своем прогнозе на все 100 процентов.

Но позвольте, какие субподрядчики, удивитесь вы? Ведь победа в конкурсе предполагает, что у компании достаточно автобусов для обеспечения перевозок по доставшимся маршрутам. Предполагает, да. Но случай с конкурсом в Карелии — особый и в этом отношении.

В августе мы подробно разбирались — кто же они, счастливчики, выигравшие конкурс? Как известно, лотов было четыре, и победителей оказалось столько же. Одного мы упоминали выше — это ГУП «Карелавтотранс». К нему особых вопросов нет. Уставной капитал — 3 миллиона рублей, работает с 1992 года.

А вот остальные три (ООО «Транском», ООО «Инлайн» и ООО «АТК») — частники. И когда мы решили узнать, кто же учредители и где зарегистрированы эти компании, то выяснили следующее.

Во-первых, у всех трех фирм уставной капитал — 10 тысяч рублей. Очень удобно обанкротить, если придет нужда: 10 тысяч не жаль потерять.

Во-вторых, у всех трех в составе учредителей есть один и тот же человек: Валерьян Праневич. Он же — директор в ООО «Транском» и ООО «АТК».

В-третьих, у двух из этих частных компаний (ООО «Транском» и ООО «АТК») адрес регистрации совпадает: Петрозаводск, улица Путейская, 5 (и мы еще скажем кое-что об этом адресе).

В-четвертых, «АТК» и «Транском» зарегистрированы только 28 июля 2014, а «Инлайн» и вовсе 10 февраля 2015 (совсем незадолго до конкурса на перевозки, какое удачное совпадение, не правда ли?). Добавим, также в феврале 2015 была зарегистрирована еще одна фирма Праневича — «Полет», которая тоже участвовала в конкурсе, но не победила.

Всем трем компаниям Праневича понадобились субподрядчики, чтобы хоть как-то справляться с работой на выигранных маршрутах. Стоит ли удивляться, что трио победителей оказалось неспособно возить пассажиров самостоятельно?

А знаете, как они принялись за работу в августе, когда, наконец, начали работу в рамках выигранного конкурса? Мы писали о хаосе, который воцарился в междугородних перевозках в первые же дни августа. Расписание рейсов изменили неожиданно для людей, хотя должны предупреждать загодя и во всеуслышание. Сотни жителей региона, купив билеты и придя загодя на автостанции, не смогли продолжить путь, так как их автобусы либо уже уехали, либо рейсы оказались и вовсе отменены.

А знаете, на каких автобусах возили людей конец весны, все лето и продолжают возить сейчас? В мае мы писали и об этом. На многие междугородние рейсы вышли старые «ПАЗики». Мало того, что автобусы на ходу гремели, грохотали и пахли так, что людям становилось дурно, так у них еще и нет багажного отделения (что является прямым нарушением правил перевозок между городами). Но никого это не смущало.

В последнее время, как говорят жители республики, часть старых «ПАЗиков» сменили на новые. Но и у них багажного отделения нет.

Между тем когда власти Карелии объявили о новых условиях конкурса, то в защиту своей позиции приводили следующие доводы.

Во-первых, автобусы, которые выводят на маршруты местные перевозчики — ниже всякой критики. Особенно красноречив был губернатор Карелии Александр Худилайнен. Когда депутаты заксобрания попросили его прокомментировать резкое укрупнение лотов, глава республики заявил: «Это наведение порядка… Там только змеи не ползают. И отваливаются железные части. Победит в конкурсе тот, кто предоставит автобусы в нормальном состоянии».

Как говорится, без комментариев.

Нет, мы не хотим сказать, что у тех 30 карельских перевозчиков выходили в рейсы только новые автобусы. Но люди, которые получили возможность сравнить ситуацию «до» и ситуацию «после», в подавляющем большинстве своем говорят: раньше было небо. Сейчас — земля.

Во-вторых, говорили власти Карелии, меньшее число победителей конкурса позволит жестко контролировать работу перевозчиков, так как это будет легче делать. И, значит, возрастет качество оказываемых услуг. А еще получится сохранить все рейсы, потому как убытки на непопулярных пригородных маршрутах компании «отобьют» на прибыльных междугородных.

Что оказалось на деле, вы уже знаете: сорванные рейсы (часть и вовсе канули в Лету) и куча субподрядчиков (а значит, контроль за работой перевозчиков только усложнился — добавился еще один уровень подчинения).

Так ради чего же, спросите вы, карельские чиновники нагородили весь этот огород? Ради чего поставили над жителями республики такой масштабный эксперимент, а заодно лишили работы малый бизнес (о котором неоднократно призывали заботиться и помогать расти федеральные власти, в том числе Владимир Путин и Дмитрий Медведев)?

И тут мы возвращаемся к адресу регистрации двух из трех фирм-победителей Валерьяна Праневича. Это, напомним, Петрозаводск, Путейская улица, 5.

По тому же самому адресу зарегистрирована фирма «Миракс авто». Несколькими годами ранее эта компания, у которой (надо же, снова совпадение, какая неожиданность) не было ни собственного автопарка, ни водителей, выиграла конкурс на перевозки пассажиров по Петрозаводску. После чего на улицы города выехали маршрутки с питерскими номерами.

О «питерском следе» в Карелии говорят и в связи с новым конкурсом. Говорить начали еще весной, когда только узнали о сокращении лотов с 98 до 4: освоить такие объемы карельским компаниям было не под силу, а вот питерские давно и с большим интересом приглядывались к этому рынку.

Ответственным за подготовку конкурса по междугородним и пригородным перевозкам был глава транспортного отдела госкомитета по транспорту Карелии Александр Левченко. Он же руководил петрозаводским отделом дорожного хозяйства, транспорта и безопасности дорожного движения в то время, когда «Миракс авто» победила на конкурсе городских перевозок.

Снова совпадение? Не многовато ли их уже набралось?

Напоследок поговорим о перспективах, которые открываются перед карельскими перевозчиками в связи с решением УФАС признать конкурс недействительным.

Вот что рассказала RegNews Елена Гнетова: «Выявлено нарушение статей 15 и 17 «Закона о защите конкуренции». Основная суть в том, что при проведении торгов, конкурсов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Нарушение правил, установленных 17 статьёй «Закона о защите конкуренции», является основанием для признания судом недействительности соответствующего конкурса и сделок на основании этого конкурса. С иском в суд могут обратиться как предприниматели, чьи права были нарушены, так и антимонопольный орган. Также УФАС Карелии отметил, что комитет по транспорту Карелии не смог доказать целесообразность укрупнения лотов с 98 до 4. Не были представлены документы по экономическому обоснованию этого решения».

Вроде бы все четко и ясно. Закон — нарушен, права — попраны, а значит, справедливость вот-вот будет восстановлена.

Но еще весной, когда скандал с конкурсом только набирал обороты, у депутатов законодательного собрания Карелии состоялся разговор с главой госкомитета Карелии по транспорту Игорем Жадановским. Чиновнику сказали, что тендер с такими условиями вредит региону. «Слуга народа» не смутился. Чиновника спросили, почему выставлено условие «минимум 17 автобусов для участия в торгах», а не 15, не 20, не 23? Он не смог этого пояснить. Наконец, чиновника спросили, почему при принятии решения об укрупнении лотов власти Карелии не прислушались к голосу тех, с кем работали все эти годы — голосу перевозчиков.

На это Жадановский ответил коротко: «Мы с народом не должны советоваться».

И в связи с этим в радужные перспективы об отмене результатов конкурса и возвращении на карельский рынок старых перевозчиков верится уже не так твердо. Да и много ли их осталось, тех компаний, которые еще в апреле исправно возили жителей Карелии?