Итоги работы Карельского УФАС России за первое полугодие 2011 года.

Категория отчета: Статистика и отчеты

- За первое полугодие 2011 года Управлением рассмотрено 118  заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, которые в основном касаются злоупотреблений доминирующим положением (статья 10 Закона «О защите конкуренции»). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 4 раза возросло количество заявлений о нарушении органами власти статьи 15 135-ФЗ, в 2 раза  -  о нарушении антимонопольных требований к торгам.

Выявлено 21 нарушение антимонопольного законодательства, возбуждено 24 дела, выдано 5 предписаний, 2 из которых исполнено, 2 – в стадии исполнения.

В отчетном периоде выявлено 6 фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке (среди них 3 злоупотребления на рынке электро-теплоэнергии, 1 – на рынке нефти и нефтепродуктов, 2 – на газовом рынке).

Рассмотрено 20 правовых актов органов власти и местного самоуправления на предмет их соответствия нормам антимонопольного законодательства. Установлено, что 3 муниципальных акта не соответствуют данным нормам.

В рамках осуществления контроля за экономической концентрацией в первом полугодии 2011 года Карельским УФАС России рассмотрено и удовлетворено 1 ходатайство и 4 уведомления о соглашении финансовых организаций.

По 2-м делам, по которым Карельским УФАС России были приняты решения о наличии нарушения со стороны хозяйствующих субъектов статьи 11 135-ФЗ (соглашение и согласованные действия), материалы переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в соответствии со статьей 178 УК Российской Федерации.

- В сфере соблюдения рекламного законодательства рассмотрено 18 фактов нарушения Закона «О рекламе», возбуждено 8 дел.

- В сфере контроля за соблюдением Закона «О размещении заказов» в отчетном периоде рассмотрено 59 жалоб, из них 25 - на действия федеральных органов исполнительной власти, 20 - на действия органов исполнительной власти Республики Карелия, 14  - на действия органов местного самоуправления. Из всего количества поступивших жалоб 16 признаны обоснованными.

В результате рассмотрения жалоб выявлено 16 нарушений законодательства о размещении заказов.

Больше половины всех поступивших в первом полугодии 2011 года жалоб приходится на размещение заказов для нужд Республики Карелия и муниципальных образований.

- По результатам деятельности за первое полугодие 2011 года, Карельским УФАС России возбуждено 112 административных дел (из них 40 – за нарушение антимонопольного законодательства, 18 – за нарушение закона «О рекламе» и 54 – за нарушение Закона «О размещении заказов»), наложено административных штрафов на общую сумму 3298,5 тыс. рублей (в том числе за нарушение антимонопольного законодательства – 2503,5 тыс. рублей, за нарушение Закона «О размещении заказов» - 613 тыс. рублей, за нарушение рекламного законодательства – 182 тыс. рублей).

Уплачено штрафов - 3198 тыс. рублей.

Кроме того, Управлением осуществляется постоянный мониторинг оптовых и розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, цен на социально значимую группу продовольственных товаров (хлеб, молоко, растительное масло по всей продовольственной цепочке), розничных цен на лекарственные средства по хозяйствующим субъектам, включённым в Реестр свыше 35%.

Задачи и приоритеты в деятельности антимонопольных органов на ближайшую перспективу

- Одним из основных направлений  деятельности Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов является борьба с картелями (выявление сговоров на рынках, на торгах), а также контроль органов власти, в части недопущения с их стороны ограничения конкуренции.

- Безусловным приоритетом остается мониторинг ситуации (контроль за ценообразованием) на социально значимых рынках – нефтепродуктов, продуктов питания, лекарств и т.д.

Изменения в антимонопольном законодательстве и законодательстве о размещении заказов

- 28 июня 2011 года Президиум Правительства Российской Федерации одобрил «третий антимонопольный пакет» поправок, который в основном направлен на либерализацию антимонопольного законодательства.

В нем планируется сократить перечень безусловных запретов и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Также предполагается уточнить применение уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения и понятие запрещенной координации экономической деятельности.

Планируется уточнить требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов. Согласованными действиями будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Кроме того, будет вводиться минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.

«Третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы».

Изменения коснутся и  статьи  6 Закона «О защите конкуренции». В частности, цена, сформированная на бирже при соблюдении правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой.

Законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Важным новшеством станет появление в законодательстве механизма административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предлагается уточнить порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключить обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.

Будут предусмотрены в законе особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность применения основных институтов антимонопольного регулирования в России.

- Помимо модернизации антимонопольного законодательства, на повестке дня стоит вопрос о совершенствовании системы госзаказа в Российской Федерации. Весной этого года были приняты важные поправки в Закон «О размещении заказов». Например, теперь в законе установлена обязанность заказчика обосновывать начальную цена контракта.

У Правительства РФ появилось право устанавливать дополнительные и квалификационные требования и особенности проведения торгов.

В законе появился расширенный перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика, конкретизированы требования к гарантиям и сервисному обслуживанию и т.д.

Однако многое еще предстоит доработать.

-  ФАС России разработала два законопроекта: «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», которые направлены на выработку формулы справедливого ценообразования  на нефтепродукты в стране и развитие биржевой торговли нефтепродуктами.

Также с целью ограничения роста цен на автомобильное топливо и предотвращения образования недостатка топлива в отдельных регионах России ФАС разработала поправки в Налоговый Кодекс РФ, направленные на снижение налоговой нагрузки для потребителей автомобильного топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель.

ФАС предлагает отказаться от дальнейшего ступенчатого повышения акцизов на автомобильное топливо в 2012 и в 2013 годах, ограничившись индексацией акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9. Ступенчатый рост акцизов может приводить к росту цен на топливо на 6 – 8 процентов ежегодно.

Такие меры, по мнению ФАС, позволят сгладить влияние роста мировых цен на нефть на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, снизив темпы роста цен, не допустить резких колебаний внутренних цен на автомобильное топливо, повысить привлекательность поставок топлива на внутренний рынок.

- Подписано постановление Правительства Российской Федерации № 650, в соответствии с которым информация о торгах на предоставление земельных участков, лесных участков, участков недр, на право заключения охотхозяйственных соглашений с 1 января 2012 года должна размещаться на сайте www.torgi.gov.ru (официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов).

Ранее обязательным уже стало размещение на этом сайте информации о торгах на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества, а также договоров о передаче прав на единые технологии.