• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Отчет за 2009 год.

Категория отчета: Статистика и отчеты

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере деятельности естественных монополий, а также контроль за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Всего выявлено нарушений законодательства в сфере полномочий Управления и вынесено по ним решений – 119, выдано 80 предписаний, исполнено 64 предписания (порядка 80 процентов), часть находиться в стадии обжалования. Отдельные нарушения устранялись в ходе рассмотрения дел.

По закону «О защите конкуренции» Управлением за 2009 год рассмотрено 194 заявления (почти в 2 раза больше чем в 2008 году), и вероятная причина увеличения количества заявлений, в том числе – освещение деятельности антимонопольных органов в средствах массовой информации. По сравнению с прошлым годом на 117 % возросло количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства по статье - «Злоупотребление доминирующим положением», на 100% по статье «Недобросовестная конкуренция».

Выявлено 56 нарушений антимонопольного законодательства, возбуждено 63 дела, выдано 36 предписаний, свыше 50% которых исполнено, отдельные обжалуются.

В 2009 году выявлено 28 фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке (возбуждено 31 дело по данной статье, где наиболее характерными нарушениями являются нарушения установленного порядка ценообразования), большинство из злоупотреблений (32%) выявлено, как и в 2008 году, на рынке электро-теплоэнергетики, чуть меньше (25%) злоупотреблений выявлено на рынке нефти и нефтепродуктов. В основном злоупотребление доминирующим положением происходит на рынках с естественной монополией и причиной увеличения количества выявленных нарушений является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, с контрагентами.  Выявление нарушений на рынке  нефтепродуктов обусловлено социальной значимостью для потребителя данного товара и проведением еженедельного ценового мониторинга на данном рынке.

Возбуждено 1 дело и выдано предписание по согласованным действиям хозяйствующих субъектов, 3 дела по признакам недобросовестной конкуренции.

Выявлено 24 нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти.

Рассмотрено 118 правовых актов органов власти и местного самоуправления на предмет их соответствия нормам антимонопольного законодательства. Установлено, что не соответствуют данным нормам 6 актов (1 акт органа законодательной власти Республики Карелия  и  5 актов органов местного самоуправления).

Также выявлено 2 факта нарушения со стороны органов местного самоуправления антимонопольных требований к торгам.

Выявлено 12 нарушений порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Рассмотрено 22 заявления о даче согласия на предоставление преференций. Принято 6 решений об удовлетворении ходатайств, введено 1 ограничение.

В 2009 году Карельским УФАС России было выявлено 12 фактов неоднократности злоупотребления доминирующим положением и согласованных действий хозяйствующих субъектов.

В порядке государственного контроля за экономической концентрацией рассмотрено 6 ходатайств и 3 уведомления.

Проведены 2 плановые проверки по предоставлению муниципальных преференций Администрациями Прионежского и Кондопожского муниципальных районов, в результате которых выявлены три нарушения. Кроме того, проведено 8 внеплановых проверок.

По 178 статье Уголовного Кодекса, которая вступила в силу 30 октября 2009 года и ужесточила наказание вплоть до уголовного за нарушение антимонопольного законодательства, в Карельском УФАС России на данный момент материалов нет, однако  имеется  ряд значимых по региону дел,  по которым после вступления  в законную силу  решения  и  постановлений   о привлечении  должностных лиц к административной  ответственности  необходимо будет  рассмотреть  вопрос о передаче  материалов в правоохранительные органы для  принятия  решения о возбуждении дела по части 1 статьи 178 УК РФ.

В сфере контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в 2009 году рассмотрено 114 жалоб (на 84% больше чем в 2008 году), из них свыше 60% - на действия федеральных органов исполнительной власти, около 23% - на действия органов исполнительной власти Республики Карелия, свыше 16% - на действия органов местного самоуправления.

Из всего количества поступивших жалоб лишь 41 жалоба признана обоснованной, т.е. свыше 60% жалоб были признаны необоснованными.

Сейчас на уровне Правительства России рассматривается вопрос о внесении изменений в закон «О размещении заказов» в части уплаты участниками размещения заказа государственной пошлины за рассмотрение жалоб на действия заказчика. Данный вопрос обсуждается по причине поступления большого количества жалоб, которые впоследствии признаются необоснованными, что приводит к затягиванию процедуры размещения заказа и соответственно к сдвигу сроков заключения государственных контрактов. Скорее всего, это будет какая-то определенная сумма, а не процент от стоимости контракта, т.е. пошлина по аналогии с судопроизводством.

В результате рассмотрения жалоб выявлено 62 нарушения законодательства о размещении заказов (на 8 нарушений больше чем в 2008 году). Проведённый анализ выявленных нарушений показывает, что наибольшее количество нарушений  приходится на  нарушения, связанные с необоснованным отказом участникам размещения заказов в допуске к торгам – 21 нарушение, на втором месте – требования к участникам либо к заявке противоречат действующему законодательству – 20 нарушений.

Около 40%  всех поступивших в 2009 году жалоб приходится на размещение заказов для нужд Республики Карелия и муниципальных образований. Эти данные дают основания полагать, что участники размещения заказов не доверяют республиканским и местным органам власти, сомневаются в объективности их решений. В качестве одного из путей решения данной проблемы видится внесение изменений в действующее законодательство в части передачи функций по контролю за размещением заказов с уровня субъекта Российской Федерации на федеральный уровень и с уровня местного самоуправления на уровень субъекта.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 41 предписание, которые полностью исполнены.

Проведено 4 плановых и 13 внеплановых проверок (в 2008 году проводилось 2 плановые и 4 внеплановые проверки), проверено 53 размещений заказов, 45% из которых было размещено с нарушением законодательства. Всего в результате внеплановых проверок выявлено 13 нарушений, в основном со стороны федеральных органов исполнительной власти – 9 (республиканских органов исполнительной власти – 3, органов местного самоуправления - 1)

Почти в 3 раза по сравнению с прошлым годом увеличилось поступление обращений Заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков участников размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта (от государственных и муниципальных заказчиков поступило 29 таких обращений). По данным обращениям в Реестр были включены 17 юридических лиц и 3 индивидуальных предпринимателя.

На 36% увеличилось поступление согласований, уведомлений о заключении госконтрактов с единственным поставщиком (в 2008 г. – 158, в 2009 г. – 216).

В 2009 году Карельским УФАС России возбуждено и рассмотрено 39 дел об административных правонарушениях в отношении государственных и муниципальных заказчиков, их должностных лиц и членов комиссий по размещению заказов. В результате рассмотрения дел вынесено 19 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 347 тысяч рублей.

Контроль за соблюдением закона «О рекламе»: было рассмотрено 15 дел, 15 субъектов рекламного рынка привлечены к административной ответственности на сумму 351 тысяча рублей.

В целях исполнения функций по получению доказательной базы при рассмотрении дел в 2009 году проведен анализ 15 товарных рынков, в т.ч. рынков розничной реализации автомобильного топлива в Петрозаводском городском округе, в Лоухском и Сегежском муниципальных районах и в целом по Республике Карелия, рынка оптовой торговли (производства) хлеба и хлебобулочных изделий, рынка похоронных услуг в Республике Карелия, услуг розничной торговли лекарственными средствами в г.Сегежа и Сегежском муниципальном районе, рынок услуг по передаче электрической энергии в Петрозаводском городском округе. Материалы проведенных анализов товарных рынков были использованы Управлением при рассмотрении 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, Управлением осуществлялся и осуществляется постоянный мониторинг оптовых и розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, цен на социально значимую группу продовольственных товаров (хлеб, молоко, растительное масло по всей продовольственной цепочке), цен на цемент, розничных цен на лекарственные средства по хозяйствующим субъектам, включённым в Реестр, мониторинг закупочных и оптовых цен на автомобильное топливо.

По результатам деятельности 2009 году, Карельским УФАС России было возбуждено 122 административных дела наложено административных штрафов (71 постановление) на общую сумму более 26,5 млн. рублей. (в 2008 году (36 постановлений) – свыше 2 млн. рублей). Уплачено штрафов более 8 млн. рублей (в 2008 году 1,3 млн. руб.), по части неуплаченных штрафов материалы переданы на исполнительное производство, часть обжалуются. Процент исполнения постановлений об административных правонарушениях - более 70 процентов.

О планах и приоритетах работы Управления в 2010 году.

2010 год пройдет, с одной стороны, под эгидой усиления правоприменительной практики, с другой – некоторой либерализации  антимонопольного законодательства.  В частности, планируется внести изменения в 10 статью закона «О защите конкуренции», которая касается злоупотребления доминирующим положением, что позволит ряду нарушителей избежать гигантских оборотных штрафов, предполагается, что штрафы будут фиксированными, но достаточно большими - до 1 миллиона рублей.

Приоритетные сферы деятельности антимонопольных органов в 2010 году –  рынки нефтепродуктов, лекарств и продовольствия, т.е. наиболее социально значимые сектора экономики.

С 01 февраля 2010 года, с вступлением в силу закона «О торговле», к функциям антимонопольной службы прибавилась новая – контроль за торговыми розничными сетями. Закон препятствует разрастанию тех торговых сетей, доля которых уже превышает 25% в пределах субъекта РФ, муниципального района или городского округа. Для реализации этой нормы ФАС разработала Методику расчета долей хозяйствующих субъектов на рынке. Введены ограничения на контракты между поставщиками и торговыми сетями о различного рода платежах за полочное пространство, установлен контроль над ценами ряда «социально важных» товаров.

ФАС будет следить не только за продовольственными сетями, но и защищать их от давления властных структур. Законом установлены запреты для чиновников, которые в скором времени будут закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Предполагается наказывать представителей органов власти за дискриминацию торговых сетей штрафом в размере от 30 до 50 тыс. рублей либо дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет.

За нарушение закона «О торговле» должностных лиц (т.е. руководителей компаний) предлагается штрафовать от 30 до 50 тыс. рублей, юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. рублей.

О региональной программе развития конкуренции.

Программа развития конкуренции в Республике Карелия разрабатывается органами исполнительной власти РК, при участии антимонопольного органа,  в соответствии с требованиями и  основными положениями Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.09 N 691-р, а также с учетом Рекомендаций Минэкономразвития России по подготовке региональных программ развития конкуренции.

Целью реализации Программы развития конкуренции в Республике Карелия является создание необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках и рынках услуг Республики Карелия, в том числе:

- снижение инфраструктурных и административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности;

- поддержка развития малого и среднего предпринимательства;

- расширение рынка сбыта и насыщение его качественными товарами местного производства;

- предотвращение антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления;

- расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти.

Программа не прошла согласование в Минэкономразвития России, возвращена на доработку.

Замечания Карельского УФАС России по проекту Программы развития конкуренции в Республике Карелия:

1)  нет четких сроков реализации мероприятий программы;

2) нет качественного и количественного описания результата реализации каждого мероприятия программы, отсутствуют критерии оценки реализации проекта Программы;

В региональной программе развития конкуренции следует предусмотреть обязательное проведение Карельским УФАС России оценки административных регламентов на наличие незаконных (избыточных) административных барьеров. Кроме того, для устранения указанных выше замечаний к разработке программы целесообразно привлечь органы местного самоуправления и экспертов.