Кассация: две строительные компании из Санкт-Петербурга участвовали в картельном сговоре при участии в аукционах на проведение работ по благоустройству автомобильных дорог в Республике Карелия

Факт нарушения Закона «О защите конкуренции» со стороны ООО «Строительная компания Феникс» (Санкт-Петербург) и ООО «Стройэнерго» (Санкт-Петербург), путем заключения антиконкурентного соглашения при участии в государственных закупках (электронных аукционах на проведение работ по обустройству электроосвещением автомобильных дорог в ряде районов на территории Республики Карелия) – подтвердил кассационный суд.

 Напомним, что в сентябре 2018 года Карельское УФАС России приняло решение по делу №03-16/03-2018, которым признало в действиях вышеуказанных коммерческих организаций, являвшихся ответчиками по данному делу, нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» (https://karelia.fas.gov.ru/news/12683). Следует отметить, что внутренняя апелляционная инстанция ФАС России, изучив после обращения одного из фигурантов материалы дела – полностью поддержала решение территориального антимонопольного органа.

В то же время, ООО «Строительная компания Феникс» оспорило данное решение в Арбитражном суде Республики Карелия, который 12.04.2019 года отменил акт регионального конкурентного ведомства.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга 12.07.2019 года решение суда первой инстанции оставил без изменения, также не согласившись с позицией управления.

Однако, кассационная инстанция – Арбитражный суд Северо-Западного округа 19.11.2019 года полностью отменила принятые ранее судебные акты, в связи с неправильным применением норм права. Тем самым решение Карельского УФАС России по делу № 03-16/03-2018 признано законным и обоснованным. (http://fasszo.arbitr.ru/cases/ccase?nd=839207499)

АС СЗО подтвердил, что фигуранты дела в августе 2015 года в составе картеля участвовали в 4 электронных аукционах на проведение работ по благоустройству автомобильных дорог на территории Республики Карелия, по результатам которых были заключены государственные контракты на общую сумму более 43,4 млн. рублей.

Следует особо отметить, что региональным конкурентным ведомством при проведении антимонопольного расследования было выявлено, что, принимая участие в данных государственных закупках, фирмы - участники картельного сговора, координировали свою линию поведения на торгах, выполняли на них заранее согласованный план действий, имитируя индивидуальный подход при участии в аукционных процедурах, тем самым фактически отказались от добросовестной конкурентной борьбы. Подобные действия и указанное экономическое поведение компаний-конкурентов, являются нарушением соответствующих положений антимонопольного законодательства.

Целью данных манипуляций фигурантов дела, являлось минимальное снижение начальных (максимальных) цен контрактов. Помимо прочих доказательств, было установлено, что ответчиками использовалась единая инфраструктура при участии в аукционах, в том числе подача ценовых предложений осуществлялась с одного IP-адреса.  Заявки для участия в аукционах имели идентичные свойства, создавались с использованием одной учетной записи, включали в себя предложения товаров одного производителя (что не было обусловлено аукционными требованиями).

Комментарий руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина: «Мы удовлетворены тем, что в итоге очень непростых и продолжительных судебных разбирательств, решение конкурентного ведомства по данному сложному делу нам удалось отстоять в кассационной инстанции. Следует отметить, что основой для принятия обвинительного вердикта в отношении участников «дорожно-осветительного картеля», послужил проведенный специалистами Управления тщательный анализ документов и сведений, предоставленных электронными торговыми площадками по запросам антимонопольного органа. Особо подчеркну, что картельный сговор – это тяжкое экономическое правонарушение, за совершение которого виновные лица, могут быть привлечены не только к административной, но в отдельных случаях - и к уголовной ответственности».

 

  Напомним, что еще в августе 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей (http://karelia.fas.gov.ru/news/10802).

Необходимость принятия соответствующих мер по декартелизации экономики- также обозначена в числе основных и приоритетных направлений Национального плана развития конкуренции в России на период 2018-2020г.г.*

 

Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"

Справка: В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Ответственность за картельный сговор предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного взыскания в виде «оборотного» штрафа, либо штрафа в размере до 50 % от стоимости предмета торгов.

Согласно части 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.