Апелляция: при проведении аукционов на поставку продуктов питания в социальные учреждения Республики Карелия имел место картельный сговор!

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд своим постановлением подтвердил законность и обоснованность принятых комиссией Карельского УФАС России решения и предписания по делу №03-16/01-2018.

 Напомним, что в октябре 2018 года Карельское УФАС России приняло решение, которым признало в действиях ООО «Мегаторг плюс» (Петрозаводск), ИП Андреев С.В. (Петрозаводск), ООО «Всё для Ваших детей» (Петрозаводск), ООО «Онежснаб» (Петрозаводск), ООО «Детские программы» (Петрозаводск) и ООО «Петроторг» (Петрозаводск), являвшихся ответчиками по данному делу, нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №03-16/01-2018 комиссия Управления установила, что вышеуказанные хозяйствующие субъекты до начала проведения торгов, заключили устное антиконкурентное соглашение (то есть, вступили в картельный сговор) и реализовали его (в различных вариантах составов юридических лиц) при участии в период с 2015 года по сентябрь 2017 года в 51 аукционе в электронной форме на поставку продуктов и детского питания в 16 учреждений здравоохранения и образования региона. Общая сумма начальной (максимальной) цены контрактов составила более 74,2 миллионов рублей.  (https://karelia.fas.gov.ru/news/12874; https://karelia.fas.gov.ru/news/11718)

При проведении антимонопольного расследования было также выявлено, что, принимая участие в данных государственных закупках, фирмы - участники картельного сговора, координировали свою линию поведения на торгах, выполняли на них заранее согласованный план действий, имитируя индивидуальный подход при участии в аукционных процедурах, тем самым фактически отказались от добросовестной конкурентной борьбы. Подобные действия и указанное экономическое поведение компаний-конкурентов, являются нарушением соответствующих положений антимонопольного законодательства.

Целью данных манипуляций фигурантов дела, являлось минимальное снижение начальных (максимальных) цен контрактов (от 0,5 до 2,5%). Помимо прочих доказательств, было установлено, что ответчиками использовалась единая инфраструктура при участии в аукционах, в том числе подача ценовых предложений осуществлялась с одного IP-адреса.  Заявки для участия в аукционах имели идентичные свойства, создавались с использованием одной учетной записи, включали в себя предложения товаров одного производителя (что не было обусловлено аукционными требованиями).

Ряд фирм-участников картеля, под тяжестью представленных доказательств, полностью признались в участии в антиконкурентном соглашении. В тоже время, один из поставщиков - ООО «Мегаторг плюс», не согласившись с указанным решением и предписанием, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и об отмене ненормативных актов (решения и предписания) Карельского УФАС России.

Суд первой инстанции – АС РК, встал на сторону заявителя и удовлетворил заявленные требования, отменив решение регионального конкурентного ведомства.

В свою очередь, антимонопольный орган, не согласившись с указанным решением - обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга.

Рассмотрев доводы общества и Управления, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 мая 2019 года по делу №А26-14318/2018, полностью отказав ООО «Мегаторг плюс» в заявленных требованиях, тем самым признав законным и обоснованным решение Карельского УФАС России. (http://13aas.arbitr.ru/cases/cdoc?docnd=842095356)

Комментарий руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина: «Мы, конечно, удовлетворены тем, что решение конкурентного ведомства по данному сложному, объемному и многоэпизодному делу нам удалось отстоять в апелляционной инстанции. Следует отметить, что основой для принятия обвинительного вердикта в отношении участников регионального «продуктового картеля», послужили материалы, полученные из центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), содержащие сигнальную информацию о результатах взаимодействия по рассматриваемой тематике с активистами проекта «За честные закупки» Общероссийского Народного Фронта и проведенный специалистами Управления тщательный анализ документов и сведений, предоставленных электронными торговыми площадками по запросам антимонопольного органа».

В настоящий момент юридические лица – ИП Андреев С.В., ООО «Все для Ваших детей», ООО «Онежснаб», ООО «Мегаторг плюс» привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафов в размере 20 000 рублей, 134 946,28 рублей, 100 000 и 465483,44 рублей (соответственно).

Группа лиц - ООО «Детские программы» и ООО «Петроторг+», в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ к административной ответственности не привлекались в связи с подачей до вынесения комиссией решения заявления о заключении недопустимого соглашения, активным содействием при проведении антимонопольного расследования и полным добровольным признанием вины в совершенном противоправном деянии.

Также итоговые материалы в отношении должностных лиц и руководителей коммерческих организаций, участвовавших в антиконкурентном соглашении, в ближайшее время будут направлены в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.

 

        Напомним, что еще в августе 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей (http://karelia.fas.gov.ru/news/10802).

Необходимость принятия соответствующих мер по декартелизации экономики- также обозначена в числе основных и приоритетных направлений Национального плана развития конкуренции в России на период 2018-2020г.г.*

 

Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"

Справка: В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Ответственность за картельный сговор предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного взыскания в виде «оборотного» штрафа, либо штрафа в размере до 50 % от стоимости предмета торгов.

Согласно части 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.