Картельный синдром

Картели являются одной из угроз экономической безопасности страны

Об этом сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в Докладе о состоянии конкуренции за 2016 год.

Антимонопольное ведомство констатирует факт ежегодного увеличения в количества картелей и иных антиконкурентных соглашений. В  2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям – сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела).

Если до 2014 года в картелях на торгах, как  правило, принимали участие не более 10 хозяйствующих субъектов и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 – 2016 годах количество хозяйствующих субъектов, участвующих  в одном картеле,  исчисляется зачастую  десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями.

Незаконные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение – распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания.

Так, в настоящее время деятельность  картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам медикаментов и изделий медицинского назначения зафиксирована на территории 80 субъектов Российской Федерации и это, несомненно, оказывает негативное влияние на состояние конкуренции.

Нарастание картелизации экономики как новый вызов экономической безопасности Российской Федерации требует адекватных мер со стороны государства и общества.

Необходимо прививать в общественном сознании и в бизнес культуре нетерпимость к картелям и иным антиконкурентым соглашениям. Здесь большую роль могут сыграть общественные структуры, такие как движение «За честные закупки» Общероссийского народного фронта, корпоративные объединения: Ассоциация антимонопольных экспертов, Объединение корпоративных юристов и другие.

Одним из эффективных инструментов предупреждения антиконкурентных соглашений является внедрение хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса, который позволит донести до каждого работника необходимые знания об антимонопольных запретах и может сыграть большую превентивную роль.

О способах решения этой проблемы вы узнаете из доклада руководителя ФАС России Игоря Артемьева на заседании Правительства РФ 5 октября 2017 года.

С Докладом о состоянии конкуренции можно ознакомиться здесь.

Комментарий руководителя Карельского УФАС России Артура Пряхина: «Территориальным конкурентным ведомством только за недавний период времени выявлен и раскрыт целый ряд серьезных картельных сговоров и иных антиконкурентных соглашений в важнейших социально-значимых отраслях экономики, таких как: обеспечение лечебных учреждений Республики Карелия медицинским оборудованием и лекарственными средствами (пресс-релиз от 15.03.2017, 29.06.2017, 10.07.2017); строительно-ремонтные работы на объектах социально-культурной сферы здравоохранения (пресс релиз от 21.06.2017, 17.07.2017); аренда государственного имущества и оказание различных услуг (пресс релиз от 11.05.2016, 05.04.2017, 22.05.2017, 05.07.2016 и другие направления 25.09.2017).

Часть решений антимонопольного органа уже прошла проверку в судебных инстанциях и вступила в законную силу. Рассмотрение некоторых дел и исследование доказательств по ним – продолжается в настоящее время.

При этом по нескольким материалам и делам, проведена достаточно четкая и слаженная совместная работа с правоохранительными органами – Следственным Управлением Следственного Комитета РФ по Республике Карелия и Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Карелия.

Безусловно, мы должны улучшать и совершенствовать качество нашего взаимодействия. Необходимо выводить его на новый уровень, так как картельные сговоры, в подавляющем большинстве случаев, носят латентный характер и достаточно часто маскируются под добросовестную предпринимательскую деятельность.

Исполнение перечня поручений Президента страны по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей – несомненно позволит еще более улучшить координацию в данной работе всех заинтересованных ведомств, оперативно реагировать на нарушения законодательства Российской Федерации, связанные с заключением антиконкурентных соглашений и сделать неотвратимым применение наказания за данные незаконные действия».